Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Страшная сказка по Гоголю от Марио Бавы — отзыв на фильм «Маска Сатаны» (The Mask Of Satan/Тhe Вlack sunday/ La maschera del demonio, 1960 г.)

 

Недаром этот фильм прославленного классика Марио Бавы подвергали цензуре, ведь для своих лет он невероятно напорист именно в стезе откровенного преподношения жутких моментов. Их хватает сполна при демонстративной манере излагать не свойственное 1960-м, как например, пронзание древесным колом глазного яблока, плескающаяся кровь из-под вбитой изуверской маски к самому лицу, и настоящая вспышка-шок в блеснувшей полуистлевшей грудной клетке под одеянием у красавицы-принцессы. Даже сам изначальный пролог крепко закручен со средневековыми планомерными кадрами казни ведьмы. Только не стоит считать, что пред нами подступы к направлению gore в скором времени объявившемуся на свет; так как ныне всё стилистически выдержано в целостных продуманных уместных рамках в совокупности с сюжетом и ходом действия, без чрезмерного банального кровавого эпатажа. Это безукоризненная готическая мрачная история в роскошных декорациях и с умелой огранкой оператора и, одновременно, режиссёра. Марио Бава порой играет с «картинкой», создавая запоминающиеся мизансцены, где чёрно-белое полотно прекрасно скрашивает тенями и призрачным светом происходящее, выявляя чёткие грани меж передним планом и задним, обычно тонущим в опасной неясной тьме. Иной раз он будет прямолинеен с откровенной натуралистичностью, показывая близко-близко зрителям доподлинно жуткие (для своих лет тем более) моменты, например возрождение в склепе останков ведьмы с её мертвецки-бледным застывшим лицом и пульсирующими жидкими очами.

Вообще весь антураж и дух картины невольно очень точно напоминает классику Голливудского хоррора, эдак годов 1930 или 40-х. Особенно помогает выдавать погружающий эффект в повествование – упомянутый ранее в тексте – прекрасный декор просторного замка с тяжёлыми драпировками на стенах, большими окнами, каменными статуями искажённых чудищ, пыльным гулким склепом, заброшенным кладбищем, скользящим туманом под оголёнными от листвы чёрными деревьями, так же и другими полутёмными закоулками со ступенями в тайные комнаты. Вместе с тем творение Марио Бавы шагнуло далее за лишь воссоздание роскошной готики, ведь его Зло гораздо насыщеннее, сильнее, объёмистее во множественных кадрах, нежели у детищ студии-конкурента «Universal». И это не только изредка проявляющиеся чудища (в данном случае колдовство ведьмы с вампирской тематикой), а полноценные тёмные герои киноленты со своими кознями и диалогами, предстающими пред нами натуралистично в достойном пласте хронометража.

Актёрская игра получилась несколько театральной, собственно какой она и обязана быть, дабы уместно сливаться с предоставленным происходящим действом. Иначе это было бы не самое начало 60-х годов.

При просмотре помимо огромного режиссёрского и операторского потенциала Бавы, ощущается его наработанная способность ловко обобщать все необходимые инструменты воедино. Отчего работа осветителей, гримёров, декораторов, композитора и иных, производит истинное наслаждение общего завершённого зрелища. Некие находки просто прекрасно продуманны технически, вспомнить хотя бы сцену с нападением летучей мыши на доктора: для своих лет это могло бы быть только предсказуемо привязанное к верёвочкам несуразное чудище, и таким оно и было, но скользящий кадр оператора обыгрывает лишь чёрные тени крыльев и действа напуганного человека, чтоб напирать на зрительское воображение, оттеняя незатейливый макет.

На удивление даже спустя так много прошедшего времени сюжет нигде не провисает, постоянно наступая по нарастающей, интригующе вклиниваясь в эпицентр всё более устрашающего зла, не забывая подпитывать страх систематическими яркими кадрами. Весь хронометраж проходит невероятно шустро и гладко, заданный ритм учащает пульс к кульминации разгадки колдовских тайн, оголяя ужасные истинные личины.

Если стараться искать недочёты, то они «растут» из специфики жанра своей ушедшей эпохи, то есть указанная театрализованность, конечно вкупе со сдержанным (по нынешним меркам) потоком кровожадности, какой сейчас часто изобилует тоннами обагрённой бутафории. И посему бесспорно «минусы» превращаются в «плюсы» для определённого количества зрителей, которые очень дорожат, уважают и главное по-настоящему любят классику жанра, относясь к некой кинематографической наивности тех лет, как к приятным изюминкам былого, былых людей, подаривших нам замечательные произведения, сделанные при сдержанных возможностях, но с прекрасной завораживающей атмосферой мистики. А про то, насколько приятно знать русскоязычному зрителю, что сам Марио Бава брался за постановку по Николаю Гоголю – речи нет, пускай от писателя, как говориться, остались рожки, да ножки.

Оттого для сплошь классического тройственного тандема: творения, итальянского мастера жанра, и косвенной основы писателя-классика – самой высшей оценки никогда не жаль.

Сюжет:

Красавицу Азу, названную ведьмой, казнят при помощи Маски Сатаны с острыми шипами внутри, чтобы та навечно осталась на её лице. Но после обещанных предсмертных проклятий и кончины, пролившийся дождь не позволил полыхать костру с привязанной ведьмой. Посему её захоронили в специальном гробу в фамильном склепе…

Спустя долгие годы, по дороге в Москву, решившие остановиться в Миргороде, доктора Круваян и Горобец делают вынужденную остановку на заброшенном кладбище. Вскоре они находят гроб, где по случайности освобождают останки ведьмы, нарушив защитный крест. Так потомки Азы почувствуют на себе силу её проклятий…

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

Страница фильма «Маска Сатаны» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Страшная сказка по Гоголю от Марио Бавы — отзыв на фильм «Маска Сатаны» (The Mask Of Satan/Тhe Вlack sunday/ La maschera del demonio, 1960 г.)

  • Молодец, Рома! 🙂 А я так и не собралась написать отзыв на этот замечательный фильм. 🙁 От Гоголя и правда осталось одно воспоминание, но получилась роскошная готическая страшная — страшная сказка. И Барбара Стилл тут просто изумительно выглядит в обеих ролях: Азы и Кати. Марио Бава как оператор — просто волшебник, ему нет равных в умении играть со светом и тенью.
    Теперь тебе еще на ремейк Ламберто Бавы осталось написать отзыв:)

    • MidnightMan

      Спасибо 🙂 Но думаю, с ремейком погожу (хорошо, что на сайте уже есть твой отзыв), а перенаправлю силы в сторону ужастика из страны специй!

Добавить комментарий

  

  

+ 1 = 7