Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Обреченный жить — отзыв на фильм «Горец (Highlander, 1986 г.)

 

Ура, ура! Я наконец-то открыл тайну Фила Коннарса из «Дня Сурка»! Да, никому даже в голову не приходило, что зануда Фил — просто один из бессмертных, из клана МакЛаудов, но в заштатном городке Панксутони было просто некому прийти и снести башку циничному телерепортеру. Так и жил он изо дня в день, сам не догадываясь о своем предназначении. Таким образом в живых остался только один — Фил Коннарс!

Ну, а если серьезно, то безо всяких мечей и высших предначертаний, без мистики и молитв фильм «Горец», безусловно, один из бессмертных шедевров фантастического кино. Он обессмертил имя Кристофера Ламберта, хорошего и весьма тонкого европейского актера, игравшего у Бессона и Феррери, которого, однако, после «Горца» иначе как МакЛаудом и не называли. Да и режиссер Рассел Малкэй, крепкий ремесленник, ничем более выдающимся себя не запятнал и до сих пор воспринимается, как «тот самый парень, что снял того самого «Горца». Фильм превратился в культурный феномен. Он растянулся на 3 полноценных сиквела, сериал, несколько полнометражных продолжений сериала, 14 книжек, оперу, мультсериал, комиксы, видеоигры, без конца пародировался всеми, кому не лень, прочно вошел в обиход масскульта, появилась своеобразная «вселенная Горца». Да что там, я в детстве, играя в войнушку с друзьями, орал, если подлый Серега таки умудрялся подстрелить меня из водяного пистолета: «А мне срааать! Я — МакЛауд!». И они меня понимали, потому что «Горца» тогда, как «Робокопа» или «Терминатора» — видели все.

И доводов «за» фильм будет всегда гораздо больше, чем «против». «Против» фильма лишь устаревающие с каждым годом спецэффекты, на которые презрительно фыркает нынешняя молодежь, да специфическая затянутость, характерная для большинства неспешных фантастических лент 80-х, в которых экшн как таковой еще не ставился во главу стола. А «за» — все остальное: увлекательный сюжет, умопомрачительный харизматичный герой, которому хочется подражать и которым хочется быть, потому что бессмертие в детстве выглядит крайне привлекательным и перспективным, классный бои на мечах, настоящие бои, а не всякие новомодные полицейские стрелялки, своеобразное благородство и тайна, покрывающая все бесконечное существование героя, живущего столетия, видевшего и помнящего практически всё!

МакЛауд — персонаж по идее потрясающе полезный. Ведь он один может рассказать правду о вещах, о которых другие могут только догадываться! Его опыт превышает опыт любого человека в тысячи раз, он обладает знаниями, которыми никому не суждено обладать. И это делает образ горца притягательным до полного восторга.

Конечно, в бессмертии есть свои недостатки. «Двухсотлетний человек» за двести лет потерял всех любимых людей, что же говорить о полутысячелетней жизни МакЛауда. Он обречен быть одиноким, потому что не хочет с каждым разом терять и терять любимых людей, к тому же у него ярко выраженный комплекс собственной тайны личности, а также необходимость нет-нет, да и умирать официально, воскресая в другом месте под другим именем, что в наше время тотального контроля за населением сопряжено с многочисленными бюрократическими трудностями. И не стоит забывать, что за беднягой горцем вечно тащится шлейф смертей, и он живет в постоянном ожидании собственной кончины от меча такого же, но более сильного. Впрочем, человек не может быть все время один, ему приходится влюбляться, находить друзей и терять их раз за разом. Поэтому Коннар Маклауд — личность глубоко интересная, задумчивая, несколько аутичная и депрессивная.

Львиная доля привлекательности горца заложена в хорошо прописанном характере героя в сценарии, а также во всевозможных домыслах, которыми, без сомнения, зритель окружает понравившегося героя. Но не стоит отмахиваться и от Кристофера Ламберта, с большой самоотдачей воплотившего этот характер на экране. Актер европейской школы, карьера которого пошла бы совсем другим путем без «Горца», лаконично и точно играет каждый эпизод. Время предстает перед его героем совсем в ином свете, нежели перед обычными людьми, и МакЛауд это осознает. Он хранит в себе воспоминания о прожитых веках, он пронес сквозь них великую любовь и много жизненных драм. Заиндевелое лицо, кажется, не выражает ничего — он все видел, все знает, для него в мире нет неожиданностей. Фактически — он бог. Как говорилось все в том же «Дне Сурка»: «Просто бог живет так долго, что ко всему привык!» Но вот напряженными, полными тревоги глазами, вглядывается он в густую темноту ночи, веками ожидая свершения своего предназначения. Сколько их было, таких тревожных, бессонных ночей в его жизни без любви, без тепла, заботы. Мы устаем за 70 лет, а как устал горец! Найденный актером холодно-депрессивный образ очень органично вплетается в канву столь же холодного, мрачного повествования, без сомнения, опирающегося на традиции Ридли Скотта, снявшего несколькими годами ранее «Бегущего по лезвию». Актер был столь точен, что буквально сросся с ролью. Это бывает редко и, как правило, плохо отражается на карьере, но это и большая удача, когда ты настолько можешь проникнуть в душу зрителю, что он навсегда запомнит тебя таким.

Фильм Малкэя, как это ни неожиданно для самого режиссера, наверное, гораздо больше тяготеет к направлению открытого Ридли Скоттом интеллектуально-фантастического боевика, нежели к многочисленным поделкам «в тему», лишенным стиля и непревзойденной энергетики этой ленты. Изобилующий красивыми флэш-беками, переносящими нас в средние века, времена французской революции и на поля Второй мировой, фильм визуально богат, завораживающие красив и атмосферен. Он не перенасыщен действием и спецэффектами, не перегружен героями и диалогами, следовательно найдена золотая середина между визуальным и интеллектуальным. Поэтому, как и «Бегущий по лезвию», «Горец» был холодно принят в США в год выхода, был признан сомнительным достижением, зато привел в восторг Европейцев, а на Родине стал культовым лишь по прошествии времени. Эта культовость парадоксальна. Все фильмы про горца, начиная с первого, неуклонно проваливались в местном прокате, и тем не менее, это не мешало им становиться сверхпопулярными в народе, а продюсерам вкладывать деньги в следующее продолжение. Похожего феномена я в кино не знаю.

Несомненно, успеху фильма в молодежной среде способствовало участие группы «Куинн», а также блестящая игра ироничного Шона Коннери, а успеху в среде исследователей, досконально изучающих любой неоднозначный фильм — религиозно-мистический подтекст, благодаря которому поклонники вселенной Горца пишут целые философские трактаты. И для наших зрителей он стал одним из первых окон в мир непланового западного кино.

«Горец» — фильм про судьбу, если хотите. А если хотите — фантастический боевик, или — религиозная притча про ангелов рая и ада, или — философская фантастика. Его можно воспринимать как угодно, но факт остается фактом: феномен и абсолютный культ, начало бесконечной саги, фильм неглупый, заметный, мировому кино необходимый и… поистине бессмертный.

10 из 10

Страница фильма «Горец» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 8, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Обреченный жить — отзыв на фильм «Горец (Highlander, 1986 г.)

  • Спасибо, порадовали! Безусловно, «Горец» — один из самых любимых фильмов. Может быть, самый любимый. Всё сложилось — и музыка, и игра Ламберта, и ироничный Шон Коннери, и мастерство режиссера Мулкахи (о, эти «переходы» между кадрами), и великолепная история. Увы, ни один из сиквелов (про «Горец: Источник» вообше лучше промолчать) не смог передать всю эту палитру оттенков, а вот сериалу с Эдрианом Полом это в чем-то удалось: «Ты же бессмертный! У тебя может быть мечта, и ты не умрешь и не состаришься, пока не осуществишь ее!»

Добавить комментарий

  

  

7 × = 7