Принято считать, что писатели и режиссеры создают свои произведения и фильмы преимущественно в тех жанрах, в которые сам любят читать и смотреть. Логичная и в целом верная точка зрения, но со своими вариациями и исключениями. Нет сомнений в том, что известные мастера хоррор-фильмов, такие как Гильермо Дель Торо, Роджер Корман, Том Сикс сами очень любят смотреть страшное кино, достаточно взглянуть на топ 10 фильмов ужасов от мастеров этого жанра. Но в данном посте я уделю внимание не хоррормейкерам, а общепризнанным мастерам высокохудожественного и интеллектуального кинематографа, творчество которых далеко от киноужасов в чистом виде. Но, тем не менее, среди любимых фильмов и у эстетов от режиссуры встречаются триллеры и хорроры.
Выдающийся итальянский постановщик Бернардо Бертолуччи, получивший за свою полувековую карьеру в кино немало престижных наград, никогда не интересовался хоррор-фильмами с позиции творца, но среди его любимых картин как зрителя, почетное место занимает эротико-мистический триллер от маэстро сюрреалистического кино Дэвида Линча «Синий бархат» (Blue Velvet). Нельзя сказать, что данный фильм повлиял на творческий почерк самого Бернардо, так как в 1986 год выхода ленты Линча, Бертолуччи уже был состоявшимся профессионалом, но само участие в списке любимых картин говорит о том, что режиссеру не чуждо восприятие искусства в стилистике «страшного» кино.
Лауреат «Золотой пальмовой ветви», высшей награды Каннского фестиваля, великий греческий кинорежиссер Тео Ангелопулос, всегда снимал непростые для восприятия и понимания драматические фильмы, но в его личном хит-параде особо почитаемых кинолент был выдающийся вампирский хоррор «Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens) Фридриха Вильгельма Мурнау. Пожалуй, такая бессмертная классика действительно способна научить множеству художественных аспектов постановки фильмов, и не важно, что она сделана в условно «низком» жанре.
Блестящий американский фильмейкер Сидни Люмет специализировался на криминальных драмах с большим акцентом на психологизм, но среди его любимых лент был фильм, снятый в жанре, в котором Сидни никогда не работал. Это монументальный шедевр от другого классика мирового кино Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey). Конечно, этот фильм сложно причислить к жанру хоррор в общепринятом понимании жанра, но с другой стороны «Одиссея» — ярчайший представитель мрачной фантастики, которая, при глубоком восприятии фильма, может действительно ужасать идеально выверенной атмосферой бескрайнего космоса, в котором человек лишь ничего не значащая для вселенной песчинка…
Современный мастер пронзительного драматического кино Сэм Мендес, продемонстрировавший всему миру «Красоту по-американски», любит работы Бергмана, Копполы и Кубрика, в том числе и вышеупомянутую «Космическую одиссею», но также Сэм восхищается и великолепным «Головокружением» (Vertigo) Альфреда Хичкока – завораживающим детективным триллером с идеальной саспенс-атмосферой и мощной интригой. Кроме того, картина Хичкока обладает и отличной драматургией, которую можно брать за образец при создании серьезного и умного кино.
Гений польского кинематографа Анджей Вайда практически каждый фильм которого стал событием в мировом искусстве, всегда снимал серьезные драмы, в первую очередь о своей родной земле, но при этом черпал вдохновение из самых разный фильмов, в том числе из сюрреалистических и экспериментальных. Так одной из лучших картин в истории кино, по мнению Вайды, является легендарная фантасмагория Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (Un chien andalou), действительно повлиявший на творчество и авторский стиль множества кинематографистов всего мира. Фильм, который практически невозможно понять, но которым можно одновременно восхищаться и ужасаться от завораживающего видеоряда, вызывающего весь спектр чувств, в том числе и страх…
————————————————————————————————————————————-
Говоря о важности подобной статьи для нашего сайта, напомню, что одной из главных целей КЛУБ-КРИК является реабилитация, считаемого многими «низким», жанра хоррор, в глазах киноманов. И фактическая демонстрация «страшных» фильмов в числе любимых картин выдающихся кинорежиссеров, как нельзя лучше доказывает высокую художественность ценность отдельных триллеров и фильмов ужасов, которые не просто развлекают, но и оказывают сильное влияние на создание киношедевров от великих мастеров кино…
Ещё «Возница» Виктора Шёстрема входила в число любимых фильмов Ингмара Бергмана. Он пересматривал её каждый год. Среди выдающихся произведений мирового кино немало триллеров и фильмов ужасов. Например, «Челюсти» и «Ночь живых мертвецов» входят в Национальный регистр фильмов США, а «Техасская резня бензопилой» хранится в Нью-Йоркском музее кино, где присутствуют только значимые для культуры фильмы. Что касается Бунюэля, то он сам вдохновлялся работами другого классика кино — Фрица Ланга. Его «М» можно условно назвать триллером, также как и фильмы про доктора Мабузе, к которым Фриц Ланг был причастен. Среди великих режиссёров мирового кино непременно присутствуют Альфред Хичкок, Стивен Спилберг, Клод Шаброль, Фридрих Вильгельм Мурнау («Носферату — симфония ужаса») и Роберт Вине («Кабинет доктора Калигари»).