Эксклюзивный отзыв на сплаттер «Коллекция человеческих останков»/ «Коллекция человеческих тел»/ «Коллекция мертвеца» (Coleção de Humanos Mortos/ Dead Human Collection, 2005) только для сайта КЛУБ-КРИК
«Коллекция человеческих останков» Фернанду Рика пытается шокировать с первого же кадра, еще до вступительных титров во весь экран показывая окровавленную девушку, прибитую гвоздями к креслу. Дескать – что тут долго рассусоливать да разводить сантименты. Экранного времени в короткометражке немного, зачем же его терять даром? К тому же, сплаттер с псевдо-снаффом – жанры весьма специфичные, и уж коли находятся индивидуумы, готовые смотреть все части «Хостела» исключительно ради живописания расчлененных человеческих тел, то почему бы им не обратить внимание на начинающего бразильского режиссера, готового преподнести подарок в виде двадцати минут исключительного насилия и брутально-садистского зрелища…
Так что, присаживайтесь поудобнее, прихватите пару бутылок пива (больше выпить все равно не успеете), а уж мясную закуску вам на экране обеспечат. Но, что это? Вместо радостного лицезрения жестоких пыток, красочного отрезания конечностей и бодро выползающих из распоротых животов кишок на экране все больше кривляются какие-то страхолюдные физиономии, а все самое интересное обозначается чуть ли не как в старомодных джалло: вот опасная бритва, вот голова беззащитной жертвы, а вот падающий на окровавленный пол скальп. Фи! Мы же не в 70-е годы живем! После немецких гурманов вроде Олафа Иттенбаха и Андреаса Бетманна подобный подход к созданию сплаттер-шоу заинтересует разве что воспитанниц закрытых пансионов для девочек, да и то ненадолго. И что с того, что грим отлично наложен, а спецэффекты выглядят неожиданно убедительно для студенческого, по сути, фильма? Ведь исследования по криминальной психологии от автора «Коллекции человеческих останков» никто не просил, да он его и не обещал, заливая потоками бутафорской крови экран. Но тем не менее – оно получилось.
Смотреть этот фильм чрезвычайно неудобно – прежде всего перед самим собой. При этом германские сплаттеры, не говоря уже об их американских подобиях, подобного чувства не вызывают. Так же, как и самая кровавая компьютерная игрушка. Садистские игры там – не более, чем бутафория, очень легко отстраняемая сознанием от реальности, несмотря на все эффектные подробности и смакования. А вот бразилец цепляет… Заставляет отворачиваться от экрана, даже не показывая злодеяния своего героя в подробностях – всего лишь намекая на них несколькими эффектными стоп-кадрами (схваченное голой рукой лезвие ножа; гвозди, вбитые в кисти рук; пассатижи, цепляющие ноготь). Потому что прием с одушевлением фобий, стоящих за плечом маньяка и подталкивающих его руку, работает так, как, наверное, не ожидалось и самому режиссеру-дебютанту. На лице убийцы по имени Алешандре не отражается ни одна из эмоций. Зато лица Ненависти, Безумия и Вожделения не остаются в статичном положении ни единой секунды. Они кормятся страданиями жертв, их криками, их отчаянием. И чем яростнее сопротивление обреченных на заклание, тем больше жизни в глазах фантомов. И оказывается, что не надо живописать страдание – достаточно на него всего лишь намекнуть, но так, чтобы зрителю показалось, что он прошел все круги ада, смотря самый кровавый сплаттер в своей жизни. А может быть, так оно и есть на самом деле.
Конечно, только намеками, Фернанду Рик не ограничился – иначе речь шла бы о психологическом триллере, а не о псевдо-снаффе, но шокирует в его фильме действительно не кровь и не пытки. Шокирует одушевленность безумия, вытащенная на свет безбожный. Оно здесь, оно рядом – как знать, может быть оно стоит не только за плечом Алешандре, самозабвенно вспарывающего собственный живот, но и у вашего соседа, случайно скользнувшего взглядом прохожего или даже… у вас самих. В том, что подобный фильм способен пробудить звериное начало в неуравновешенном человеке – я даже не сомневаюсь: уж очень талантливо сделан. И пусть даже скорее всего задумывалась «Коллекция человеческих останков» как досужая киноигра на модном экстремальном поле, но в результате из нее получилось нечто вроде теста на психологическую устойчивость, пройти который сможет не каждый.
На странице фильма выложена полностью вся короткометражка с английскими субтитрами.