У меня вот отношение к этому фильму не такое однозначное, как у большинства. Чуть ли не все так восхитились детищем Финчера, что чуть ли не однозначно заявляют — «шедевр». Я такого никак не могу сказать.
Да, это действительно будоражащий сознание, захватывающий, увлекательный, очень сильный, стильный. А главное — очень атмосферный и какой-то классически-притягательный триллер, естественный, реальный. В нем нет и капли лубочности, нет никаких сказочных злодеев и сказочных героев — все выглядит настолько близко к жизни, что мороз по коже.
Игра актеров на невиданном для жанра высоком уровне. Морган Фримэн играет очень сдержанно, очень скупо, почти без эмоций, но эта сдержанность — показатель огромного таланта. За ним видны и прожитые годы, и былые страдания, и тяжелая работа и сила привычки, которая выражается во всем — жизнь в ненавидимом городе, сон под стук идиотского маятника, усталые глаза, и т. д. Он словно отстранен от мира, хотя принимает в его жизни деятельнейшее участие. Видна в его неброской игре и многолетняя усталость, и твердый характер, и большая образованность, и интеллект, и забытые чувства, и опыт… Он 38 лет работает копом, и он уже не просто коп, он человек полиции, он не знает другого.
Брэда Питта я вообще не очень люблю. Он мне редко, где нравится сильно. Вот и здесь он, несмотря на свою эмоциональность, на яркость его героя, на энтузиазм, с которым он берется за новое дело и действительно хорошую игру в финале, не цепляет так как Фримен. На фоне сурового, но живого Фримэна, его поведение кажется ребяческим, слегка ненатуральным. Но претензий к нему никаких нет, — это я просто к тому, что он не один смог бы так сыграть.
Кевин Спейси хорош безусловно! Его можно сравнить разве что с Пачино в «Адвокате дьявола» — правда, если Пачино играл сатану, демона, то Спейси играет человека, — причем, судя по всему, обывателя, маленького, жалкого и жуткого обывателя, который оказался победителем в этой чудовищной игре. Он играет жутко, глядя на него, думаешь — стоит только крошечному идиоту возомнить себя мессией, он один может посеять столько страха и горя, сколько ни один Годзилла не посеет. Игра Спейси — это настоящая школа Станиславского, полное перевоплощение, тонкий психологизм, убедительность — удивительная игра!
Понравилась даже Гвинет Пэлтроу, которая вообще не нравится нигде и никогда. Но тут у нее роль крошечная, перетерпел. Финчер, конечно, молодец. Свой фильм он делал увлеченно, с азартом, делал мастерски, именно поэтому его так интересно смотреть. Это не халтура, призванная испугать, это действительно философский психологический триллер. Особенно эти слова справедливы к атмосфере, созданной на экране. Нью-Йорк — город воспетый многократно, но такой жуткий, дикий, безжалостный, мрачный, тоскливый и мерзкий Нью-Йорк в фильмах крайне редок. Он реально страшен. Не тем страхом, которым мы боимся на фильмах Крейвена или Зомби, — а тем, что внутри нас. Потому что подсознательно мы не боимся ни зомби, ни оборотней, ни инопланетян, а боимся мы на самом деле тех, кто живет рядом с нами. Мы боимся города. Грязного, полного ненависти, вечно враждебного города, где только свихнувшийся клерк может чувствовать себя свободно. Благодаря этой атмосфере фильм оставляет гнетущее чувство. оно сопровождает весь фильм.
Я не был шокирован или удивлен фильмом. Он создан по четкой схеме, схеме типичной и очень часто встречающейся. Да, он не банальный, но он очень четко просчитанный и отработанный триллер, поэтому все сюжетные ходы я разгадывал как минимум за 5 минут до их свершения. Причем, все шло точно так, как я предугадывал. Я не Нострадамус, просто этот фильм подчинен совершенно типичной логике, несмотря на нетипичность повествования.
Поэтому смотреть мне его было несколько скучновато. Он, безусловно, тронул меня, но с места не сдвинул, хотя попытка была хорошая и внимания фильм стоит.
7 из 10
Вчера пересмотрел этот фильм спустя 6 лет после первого просмотра. Понравился куда больше, чем в первый раз. У фильмов Финчера отличное послевкусие. а упущенная мной при первом просмотре поистине «скоттовско-киберпанковая» атмосфера триллера еще добавляет ему очков. По-прежнему не назову шедевром, к тому же видны явные заимствования из «Молчания ягнят», но сейчас поставил бы 9 баллов.