ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Маэстро страха — Хичкок великий! И ужасный?

 

 Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock) — британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист, художник, монтажер, актер.. Родился 13 августа 1899 года в Лондоне в семье скромного торговца фруктами. Умер от почечной недостаточности у себя дома, в Лос-Анджелесе, США, в возрасте 80-ти лет 29 апреля 1980 года.

Не знаю, хотел ли Хичкок, чтобы страдание и сострадание пронизывали его зрителей (был ли настолько сентиментален?), но то, что он иронизировал над теми, кто не умеет страдать и избегает страшащего, это точно.

Он был увлечен психоанализом, потому понимал: наши неврозы оттого, что мы отказываемся честно и до конца проходить путь страданий, проживать их, и, избегая мук разными способами, лишаемся всех остальных чувств.

Всю жизнь Хичкок боролся с испуганным и закомплексованным мальчиком в себе, тем, который стоял в сторонке, когда другие дети играли во дворе иезуитского колледжа. Отсюда присутствие во всех его картинах чего- то выходящего из-под контроля. Все для того, чтобы вновь и вновь испытать ощущение: неподконтрольное (страхи, комплексы) можно контролировать, побеждать!

Его любимая ситуация – невинный (в «Исступлении» это Ричард Блени) в непонятном. Хоть где-нибудь непонятное победило? Мне бы так хотелось, чтобы это случилось в «Ребекке», «Марни»… Нет! Даже роскошные необыкновенности его «сюрреализма» в «Завороженном» напоминают не сон, а скорее план-схему, и впоследствии до обидного четко и подробно разъяснены (если не препарированы).

Помните образ Хичкока (хоть в тех же камео)? Строгий, застегнутый на все пуговицы, сложивший ручки на животе, внимательно-прищуренный наблюдатель. Такие не целуются с музой, такие с ней беседуют, договариваются и даже, случается, руководят ею.

Он НЕ страстен, хоть и не лишен тяги к иррациональному. Но еще сильнее тяга (прямо как на «сеансе черной магии») к его объяснению, а значит – уничтожению. Вот уж кто не жаждет утопиться в страхе (привет всем любителям хорроров и слешеров). Вот кто мечтает избавиться от него (не бегством, заметьте, но преодолением; не подвигом, а рассудком)!

Уж коль между культурой и природой имеется пропасть (как нам на разные лады, но в один голос объясняют многие философы), то Хичкок только на стороне культуры. Природу тяжелее объяснять и контролировать. (К слову, о страхе «природного» (как иррационального) им снят удивительный ироничный и полный предвидений фильм-катастрофа «Птицы»).

Кажется, натурные съемки – самое ненатуральное, что есть в его кино. А в нарисованных, расчерченных, как план, пространствах комнат, залов, кабинетов он – в своей стихии.

О, Хичкок всегда очень точен! Рассудочен. Прохладен (как его знаменитые блондинки). Разве такие могут позволить иррациональности зла побеждать?
Да, он ловко и порой беспощадно умеет вырывать нас из суетливого скольжения по поверхности жизни. Да, он дает услышать и увидеть, что под ней скрывается самый настоящий из ада голосок. Да, он порой зло смеется над нашими (и собственными! страхами). Но в тупиках этих ответов никогда не оставляет.

Самое настоящее в искусстве утверждает, а не отрицает. Хичкок верит в ценность (и цельность) этого мира, несмотря на все его безобразия и бессмыслицы. Вот почему его эстетику не назовешь жуткой. Она слишком человеческая (и человечная) для этого. Даже самые мрачные его фильмы («Психо» и «Исступление») показывают убийц не демонами, но людьми с вполне объяснимыми реакциями, поступками, болезнями. Существование Боба Раска и Энтони Перкенса не отменяет этики и смысла, не топит в безнадежности, не загоняет в тупик (как существование Боба в знаменитом сериале Линча). И… они не побеждают.

Это потрясающе очевидно именно сейчас, внутри нашего времени.
А оно, признайтесь, изрядно напичкано иррациональным (причем готы или любители «Сумерек» – это самая безобидная часть его). То, что в искусстве стали доминировать не люди, а нелюди, почти никого не удивляет. Химере даже проще верят.
Социологи говорят об обмелении дара жизненности (и впрямь модные ныне фильмы витальными не назовешь). Может, поэтому то, что было повергающим в ужас злом в лентах Хичкока, сейчас «просто» зло (а иногда и не зло вовсе, вот в «Ребекке», например, что можно назвать им?).
Лично меня убийства, саспенс и, ладно, экшен Хичкока потрясают вовсе не концентрацией зла (о таковой у него говорить, по нынешним временам, повторю, не уместно), а расчетливостью и рациональностью его подачи и преодоления.

Хичкок потрясающе целесообразен в фильмах о самых иррациональных состояниях человека, которые только возможны: невроз, безумие, исступление. У него рационален даже кошмар. Потому что он объясним и преодолеваем, причем так (о, чудо!), что не происходит никакого морального скольжения куда-то вбок (а ведь в фильмах о зле сегодня каких только кульбитов с моралью не выделывают).

У каждого режиссера свой ответ на вопрос о том, что в кино главное. Многие, возможно, скажут – характер (вернее, в те времена бы сказали), но точно не Альфред Хичкок, который актеров, если помните, именовал «домашним скотом». Для него это «сценарий, сценарий и еще раз сценарий». История без пустот, плотно сколоченная проза. У Хичкока никогда не встретишь чувства ради чувства, настроения ради настроения, все и всегда – в чисто сюжетных целях. И в глазах героев не полыхает огонь, как и все хичкоковское, они тоже рассказывают историю.

Хичкок любил повторять: «Есть режиссеры, которые снимают куски жизни, я же снимаю куски пирога». Почему пирог, маэстро не объяснил, но можно представить. Он, как правило, имеет четко очерченные рамки, геометричен, соразмерен слоями, пропорционален частями (без деления на них не может быть съеден в принципе), часто закрыт, начинка утаивается до поры и под внешне сладкой декоративностью может оказаться и острой, и соленой, и терпкой, и чернично-черной, только не сладкой. Ее ингредиенты – дрожь, озноб, страх, смерть… мир, который бывает несправедлив и нелеп, абсурден (ближе к финалу он все же оказывается причесанным влюбленной в симметрию и равновесие рукой мастера).

Самостоятельность и чуткость предметов, дрожание случайных теней, шлейфы лишнего и погрешности необязательного? Нет! Маэстро никогда не будет о пустяках, тем более недоговорками, полутонами и беспредметным бормотанием. Это крошки. Их можно найти у кого угодно, только не у него.
Хичкок опрятен и сдержан. На его кухне лишнего не бывает. Зачем ослаблять быль (историю) непрямыми смыслами и избыточными деталями? «Какпопальство» не стиль. А он стильный!

Вот только не скажешь о нем – певец Тайн, ведь тайна – это когда неопределенность точнее прямоты. Хичкок же предпочитает саспенс, расчет и выверенность ходов, игру по правилам. С тайной не сыграешь, как с чучелом матери Энтони Перкенса в подвале таинственного дома, не расшифруешь психоанализом, не сделаешь лекарством от невроза, не победишь…

Хоррор — фильмография:

Актер:

  • Квартирант (1927)
  • Легкое поведение (1928)
  • Шантаж (1929)
  • Шантаж (1929) (короткометражка)
  • Убийство! (1930)
  • 39 ступеней (1935)
  • Молодой и невинный (1937)
  • Леди исчезает (1938)
  • Ребекка (1940)
  • Иностранный корреспондент (1940)
  • Подозрение (1941)
  • Диверсант (1942)
  • Тень сомнения (1943)
  • Завороженный (1945)
  • Дурная слава (1946)
  • Дело Парадайна (1947)
  • Веревка (1948)
  • Под знаком Козерога (1949)
  • Страх сцены (1950)
  • Незнакомцы в поезде (1951)
  • Я исповедуюсь (1953)
  • В случае убийства набирайте «М» (1954)
  • Окно во двор (1954)
  • Поймать вора (1955)
  • Неприятности с Гарри (1955)
  • Альфред Хичкок представляет
    (сериал) (1955-1962)
  • Человек, который знал слишком много (1956)
  • Не тот человек (1956)
  • Головокружение (1958)
  • На север через северо-запад (1959)
  • Психо (1960)
  • Час Альфреда Хичкока (сериал) (1962-1965)
  • Птицы (1963)
  • Марни (1964)
  • Разорванный занавес (1966)
  • Топаз (1969)
  • Безумие (1972)
  • Семейный заговор (1976)
  • Ингрид (1984)
  • Трагедия у алтаря (1984)
  • Альфред Хичкок представляет (ТВ) (1985)
  • Альфред Хичкок представляет (сериал) (1985-1989)
  • Байки из склепа (сериал) (1989-1996)
  • Кто такой Алан Смитти? (ТВ) (2002)
  • На куски: Рассвет и закат слэшеров (2006)
Сценарист:
  • Квартирант (1927)
  • Ринг (1927)
  • Шантаж (1929)
  • Убийство! (1930)
  • Богатые и странные (1931)
  • Номер семнадцать (1932)
  • Диверсант (1942)
  • Дурная слава (1946)
  • Спасательный челнок (ТВ) (1993)
Продюсер:
  • Номер 13 (1922)
  • Подозрение (1941)
  • Дурная слава (1946)
  • Веревка (1948)
  • Под знаком Козерога (1949)
  • Страх сцены (1950)
  • Незнакомцы в поезде (1951)
  • Я исповедуюсь (1953)
  • В случае убийства набирайте «М» (1954)
  • Окно во двор (1954)
  •  Поймать вора (1955)
  • Неприятности с Гарри (1955)
  • Альфред Хичкок представляет  (сериал) (1955-1962)
  •  Человек, который знал слишком много (1956)
  • Не тот человек (1956)
  • Подозрение (сериал) (1957-1959)
  • Головокружение (1958)
  • На север через северо-запад (1959)
  • Психо (1960)
  • Птицы (1963)
  • Марни (1964)
  • Разорванный занавес (1966)
  • Топаз (1969)
  • Безумие (1972)
  • Семейный заговор (1976)
Режиссер:
  • Номер 13 (1922)
  • Сад наслаждений (1925)
  • Горный орел (1926)
  • Квартирант (1927)
  • Ринг (1927)
  • По наклонной плоскости  (1927)
  • Легкое поведение (1928)
  • Шантаж (1929)
  • Шантаж (1929) (короткометражка)
  • Убийство! (1930)
  • Мэри (1931)
  • Богатые и странные (1931)
  • Номер семнадцать (1932)
  • Человек, который слишком много знал (1934)
  • 39 ступеней (1935)
  • Секретный агент (1936)
  • Саботаж (1936)
  • Молодой и невинный (1937)
  • Леди исчезает (1938)
  • Таверна «Ямайка» (1939)
  • Ребекка (1940)
  • Иностранный корреспондент (1940)
  • Подозрение (1941)
  • Диверсант (1942)
  • Тень сомнения (1943)
  • Спасательная шлюпка (1944)
  • Завороженный (1945)
  • Дурная слава (1946)
  • Дело Парадайна (1947)
  • Веревка (1948)
  • Под знаком Козерога (1949)
  • Страх сцены (1950)
  • Незнакомцы в поезде (1951)
  • Я исповедуюсь (1953)
  •  В случае убийства набирайте «М» (1954)
  • Окно во двор (1954)
  • Поймать вора (1955)
  • Неприятности с Гарри (1955)
  • Альфред Хичкок представляет (сериал) (1955-1962)
  • Человек, который знал слишком много (1956)
  • Не тот человек (1956)
  • Головокружение (1958)
  • На север через северо-запад (1959)
  • Психо (1960)
  • Птицы (1963)
  • Марни (1964)
  • Разорванный занавес (1966)
  • Топаз (1969)
  • Безумие (1972)
  • Семейный заговор (1976)

Ссылки:

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Маэстро страха — Хичкок великий! И ужасный?

Добавить комментарий для irina15 Отменить ответ

  

  

× 7 = 28