Это второй фильм культового немецкого андеграундного режиссёра (если не считать ранних любительских работ), снятый им через два года после своего кровавого «хита» «Беспредел». В этом фильме отлично видна любовь режиссёра к старым фильмам ужасов (прежде всего итальянской школы), ведь даже название напоминает нам о зомби-классике всех времён и народов – «Зомби» Лючио Фульчи. Однако одно дело любить зомби-фильмы и совсем другое – уметь их снимать. Вот этого необходимого умения у Шнааса, увы, не оказалось, в результате чего мы вынуждены наблюдать зомби-сплаттер полулюбительского происхождения, снятый на не очень качественную VHS-камеру. Сюжета нет абсолютно, в результате чего фильм распадается на кровавые скетчи, объединённые общей темой зомби. Насилие по своей извращённости ничем не уступает японскому андеграунду, в результате чего слабые сердцем люди вполне могут скончаться от инфаркта, так и не досмотрев до конца эту «кровавую вакханалию зомби». Интересно в этой связи сопоставить Шнааса с его американским коллегой Тоддом Шитсом, тоже являющимся большим поклонником зомби и сплаттеров. Они как будто задались целью нивелировать жанр хоррора, убрав из него самое главное – композицию. Ведь их фильмы паразитируют на нездоровом интересе некоторых людей, злым духом занесённых в жанр хоррора, к насилию, нередко самому садистскому и извращённому. И вместо прихотливой композиции, игры с цветом, вниманию к визуальному стилю фильма зрителям предлагается постановочный аналог прямого включения со скотобойни, где вместо свиных и коровьих туш – люди. Тем более, что и сами эти два автора весьма любят появляться в своих фильмах в ролях различных маньяков или же монстров, сублимируя таким образом свою тягу к насилию.
Особенно возмутительным в случае обозреваемого фильма Шнааса выглядит то, что этот явно не бездарный немецкий режиссёр (ведь интересны его поздние фильмы «Демониум» и «Никос», где наряду со свойственным сплаттерам акценте на насилии, есть ещё и сюжет!) решил представить свою полулюбительскую работу в качестве своеобразного продолжения классических традиций зомби-фильмов 1960-х и 1970-х гг. (потому и называется «Зомби 90-х»), приспособленных под новое десятилетие. Ведь тогда получается, что зомбимейкеры наших дней начисто забыли апокалиптическую атмосферность фильмов Лючио Фульчи и социально-философскую направленность фильмов Джорджа Э. Ромеро, сведя всё лишь к «мясным» сценам, словно снимают не для людей, а для зомби, которым только и надо, что пожрать человечины.
Впрочем, и у этого псевдоснаффа нашлось немало поклонников, которые, словно толпа оголодавших зомби, с нетерпением ожидали от главного беспредельщика немецкого кино ещё чего-нибудь такого. Оно и появилось – сначала «Беспредел 2», а потом «Преисподняя зомби», где, правда, вместо настоящих зомби уже была банда садистов.
Награды и номинации: фильм-участник кинофестиваля в Алабаме (США)
Оценка: 4/10
Страница фильма «Зомби 90-х: Экстремальная эпидемия» в КЛУБ-КРИКе
По-моему, в 90-е зомби жанр неизбежно ушёл в спячку из-за обильного пресыщения кинорынка сей тематикой двумя десятками лет ранее. И лишь снова начал пробуждаться в двухтысячных, не просто в маленьких почти независимых фильмах, а даже в крупных проектах, вроде «Рассвет мертвецов» Снайдера, а потом уже и «зомби-дедушка» Ромеро выдал «Земля мёртвых» и пошло-поехало, даже до Родригеза докатилось. Кстати, я где-то читал, что в 70-80 годы фильмы о зомби итальянского производства с большими аншлагами шли в немецких кинотеатрах; нравились им такие вот ужастики.
Это так. В 1990-е действительно зомби-фильмы мало снимали. А потом появился фильм Дэнни Бойла «28 дней спустя», который оживил поджанр, предложив другую схему поведения зомби. Ну а для Голливуда сгодилась и «Обитель зла». Хотя, кстати говоря, Тодд Шитс снимал кино о зомби все 1990-е годы. Шнаасу же больше маньяки по душе. Это его единственный зомби-фильм. Шнаас, кстати, большой поклонник творчества Фульчи.