Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на хоррор «Съеденные заживо» (Eaten Alive, 1977 г.)

 

Из всего разношёрстного хоррор творчества Тоуба Хупера мне более всего полюбился именно данный фильм, посему постараюсь быть расстановочным и многогранным в своём рассмотрении.

Во-первых, нельзя умолчать тот факт, что актёрский состав в кино наличествует очень-очень именитый. Дело в том, что для русскоязычного зрителя, имена занятых лицедеев почти ничего не значат, когда за океаном они прочно вошли в «Золотой век» Голливуда, пускай Хупер их заполучил и в чуточку «поношенном» виде. Судите сами: главного психопата-убийцу играет Невилл Брэнд, актёр уже почивший, но оставивший огромное количество (более 130 появлений перед камерой) ролей. Причём, ему удалось играть и в культовом мюзикле 1956 года «Люби меня нежно» («Love Me Tender») с Элвисом Пресли, где ему выпал шанс стать злодеем, коей и убивает персонажа певца, кстати. А вообще многим он запомнился плеядой ролей в любимых публикой «старых добрых» вестернах той поры. И ещё, что у меня вызвало к Невиллу Брэнду глубокое просто человеческое уважение, так факт о его пребывании на войне, где он заслужил себе боевые награды куда входили и Пурпурное Сердце и Серебряная Звезда за храбрость, да и ранение в руку в 1945.

Ещё в кино «Съеденные заживо» снялась актриса Кэролин Джонс, игравшая мисс Хэтти – держательницу публичного дома. Её имя на устах не только у американцев; её хорошо помнят все любители и случайные зрители замечательного юморного хоррор сериала «Семейка Адамс», исполнявшей роль строгой, но забавно-привлекательной Мортиши. За этот персонаж она получила «Золотой глобус», что показывает внимание публики к своей персоне.

Так же, отметился и актёр Стюарт Уитман — шериф Мартин; если перечислять все его роли в кино и на телевидении, то список будет очень и очень длинным на страницу. По статусу очень схож и другой актёр Мел Феррер, за кем закреплён персонаж Харви Вуд, так же кинорежиссёр и продюсер нескольких собственных фильмов.

Посему, когда на экраны на Западе выходил очередной опус тогда молодого начинающего новатора ужасов Тоуба Хупера «Съеденные заживо», явно актёрский состав доносился до слуха тамошних зрителей, как если б там звучали имена признанных людей искусства из любимых старых лирических фильмов советской поры 50-60-х для нас, пусть они уже и не молоды и пик славы давно отошёл. Вообще для Хупера это, должно быть, стало где-то дерзко нагло приглашать на столь низменные роли в таком кровавом творении таких именитых людей. Однако здесь можно взглянуть по-иному – молодой режиссёр дал шанс старому поколению Голливуда полноправно делить сцену с «новой кровью», как Мэрилин Бёрнс (недавно отыгравшая главную роль в «Техасская резня бензопилой») и не во второстепенных ипостасях. Думаю, что «старички» остались весьма довольны участием в таком кино, кое соберёт уйму зрителей.

И раз речь плавно перешла в русло с новым (для той поры) поколением кинематографа, то затрону перечень создателей картины, оставшихся за камерой. За музыку и все возможные эффекты с ней был ответственен сам режиссёр Хупер с Уэйном Беллом, а чужой сценарий адаптировал Ким Хенкель (знаемый по предыдущей успешной «Техасская резня бензопилой»).

Актёр Роберт Ингулнд тогда был ещё зелен и незаметен, хоть и внешность уже имел запоминающуюся. А Мэрилин Бёрнс помнили по недавней страшилке с жужжащей пилой.

Возвращаясь к музыкальному ряду, то просто не могу не восторгаться её насыщенной болезненной бредовости; это точно не музыкальные композиции, а непрекращающиеся шизофренические эксперименты со слушателем, когда то она сходит на низкие частоты, выворачивающие наизнанку, то на свист, а то и на реакцию от вмешательства руки на вертящуюся пластинку, под постоянный фон из механических колокольчиков. Этакая психоделика без права на лаконичность и такт. Она как нельзя лучше способствует эффекту демонстрации всего «больного» и «неправильного» в мозгу у главного маньяка, даже куда больше, чем особый подход режиссёра с открытой демонстрацией его будней в промежутках от приступов ярости.

Визуализация в фильме брутальная и сильная, может быть даже тоже пропитана психоделикой авторов. Есть там, например, показательные сцены с обезьянкой в клетке, коя тихонько умирает (видимо от голода и истощения) в непрерывном багровом свете. Так же в этом сумасшедшем месте, где проходит фильм, всё время ночь, она там главенственна, вкупе с сияющей владычицей – Луной. Все тона красок освящения убийственно красны или же серо-зелены, демонстрируя агрессию и разложение в чудовищном отеле, как и его блеклый фасад безвозвратно старый в мутном тумане от воды. Я считаю, что режиссёр намерено добивался метафор такими подходами, не забывая и в мелочах добавлять их, как в личной комнате маньяка полной отжившего хлама, где на одном из кресел валяется грязный флаг нацистов, а ведь всем известно, что его троецветие: белого, красного и чёрного стимулирует человеческий мозг на прилив энергии, кою следует изливать куда бы то ни было. Абсолютно всё в фильме подвластно иррациональному, подсознательному, может даже инстинктивно больному: от декораций и временных суток, до личностей. Не только убийца спятивший, но и у его посетителей «заскоков» хватает сполна. Например, приехавшая семейка с дочуркой; их глава семейства корчится в каком-то бессознательном бреду в поту на лице, твердя о жутких вещах своей жене, что она его не понимает, что она точно затушила окурком по глазному яблоку… Должно быть, этот персонаж находиться в наркотической ломке, впрочем, тематика химических препаратов имеет место быть и в весьма откровенной форме, где персонаж сумасшедшего употребляет белый порошок. Не знаю насколько правда или же вымысел, но читая в одном интервью (выложенном в сети) сам Хупер на вопрос о создании «Съеденные заживо» заявляет, что из тех дней он почти ничего не помнит из-за так называемого способа «расширения границ познания», который стоит заметить – уже мне – мерзко отнял у искусства уйму талантливых личностей. Посему не стану вдаваться в наркотическую основу, родившую весь сумасшедший бред в фильме, по твёрдому убеждению, что любой даровитый человек и так способен создавать нечто культовое без всякой употребляемой гадости.

Говоря о творчестве Тоуба Хупера, я извечно использую определение «бред», вкладывая в него всё подсознательное, иррациональное и кошмарно-необъяснимое с тягой к варварским наклонностям. Здесь в разбираемом кино, я всецело целиком и полностью замечаю этот «бред по Хуперу». Тут нет как таковых главных героев, вместе с тем существует претензия на центровое место у персонажа Джада – больного на всю голову, отсутствует логическая цепочка повествования, налицо срывы агрессии и угасания в угнетающий низменностью саспенс, брутальность не знает границ и даже дети подвергаются нападкам, многие действующие лица не блещут «нормальностью», некоторые герои введены лишь ради очередной кровожадной сцены и только. Опять возвращаясь к персонажу Джада, не могу умолчать о его не типичности поведения, когда его демонстрируют крайне удивлённым и даже напуганным после содеянных бесчинств, особенно при происках крокодила в мутной воде; когда его очень «близко» к зрителю показывают сосущим за щекой конфету, тихо мирно бубнящим неразборчивые умозаключения; напевающим песенку, копающимся в своём барахле в комнате и так далее. Всё это вызывает эффект транса, неспешности повествования в беспросветные дебри психа.

Пожалуй, самый сильный эффект жути в данном кино на зрителя и оказывает подобный подход, где вокруг тотальная бредовая ловушка, без зацепок мозга подготовиться к её разгадке и ожиданию; этот ужас невозможно предугадать, он ползёт, а после стремительно вырывается из глубин подсознания вулканом в череде неряшливых мрачных сюжетных линий, обличающих власть всего тёмного, низкого и необъяснимого, как если бы этот фильм создавал шизофреник. Ещё нет точного начала, нет старта деяниям Джада, ведь совершенно неизвестно, когда он «открыл свой сезон охоты» и возможно все заведомо уже получают незавидный билет его агрессии, лишь ступив через порог? Все атаки убийцы нелогичны, его поведение необузданно и резкое, после затишья в бредовых мычаниях себе под нос с бегающими затаёнными глазами. Неизвестно, где укрыт подвох, где будет следующее орудие убийства и даже в конец крайне удивительно встретить от создателей сострадание и «помилование» одной из жертв, отчего режиссёр ещё мощнее ведёт своё повествование, путая зрителей в нескончаемом бредовом кошмаре под жестоким и ёмко выражающим атмосферу названием – «Съеденные заживо», в некоторых переводах знаемый «Хоррор отель», «В ожидании ловушки» и «Смертельная ловушка».

И в завершении, основа сюжета:

Ночью при полной луне в одной из комнат публичного дома, клиент Бак (Роберт Ингулнд) «уламывает» и так и сяк девушку на анальный секс. Однако она непреклонна и даже резко решает порвать с прошлым. Прибежавшая на крики хозяйка заведения мисс Хэтти заступается за завсегдатая Бака, разрешая по цене одной сразу двух других своих более раскрепощённых работниц. А «уволенная» девушка под наставления сердобольной пожилой негритянки, следует её совету и ступает прочь, чтобы начать новую жизнь.

Её путь судьбоносно приводит к ветхому отелю с табличкой «Звёздный свет». Владелец мотеля Джад – угрюмого отшельнического запущенного вида мужчина, часто еле слышно бормоча что-то членораздельное – даёт журнал для записей, сам попутно пялясь на линию декольте постоялицы. После соблюдения всех формальностей, он с неё даже денег не берёт, вызываясь донести чемодан наверх.

Но тут вдруг он догадывается, что эта девушка из притона мисс Хэтти; на него накатывает злобная ярость к ней, и с каким-то возбуждённо агрессивными поползновениями к девушке, он хищнически нападает на неё, заручившись первым попавшимся под руку предметом – вилами. Далее он сбросит тело несчастной в омут с водой, где живёт здоровенный крокодил…

Наступает былое затишье. Кругом нетронутый пар над успокоенной водой.

Следом в этот отель постепенно будут прибывать разные люди: некоторые с определённой целью (отец и сестра убитой девушки ради её поиска, Бак с подругой для комнаты с койкой), некоторые проездом (пара с маленькой дочкой и собачкой, кою сожрёт пасть крокодила у всех на глазах). Их всех будет принимать странного вида Джад, сумбурно твердя о его питомце в водном вольере, часто маниакально взрываясь без причин, садистки пленяя, охотясь и убивая, после удивляясь последствиям сброшенных в воду тел к зелёной твари…

PS: Свои самые любимые фильмы, я предпочитаю смотреть в оригинале, насколько позволяет знание английского. Безусловно, и «Съеденные заживо» не обошла данная привычка, даже ещё по тому, что мне удалось заполучить кино без перевода в силу обстоятельств. Посему хочу отметить прекрасную актёрскую игру и диалоги со словечками и произношением очень близкими к американской глубинке. Один Роберт Инглунд чего стоит, играющий местного хулигана-ковбоя, шериф хорош, а о бурчащем низким голосом Невилле Брэнде вообще речи нет…

 

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

Страница фильма «Съеденные заживо» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

− 7 = 3