Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на легендарный хоррор «Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street, 1984 г.)

 

Заведомо опережая всё остальное упомяну, что Фредди Крюгер уже до того прочно влез своим образом в зрительную и слуховую память людям, как скажем, Мэрилин Монро или Элвис Пресли. А это уже нешуточное достижение для похвалы в адрес фильма. Кстати, читал в одном журнале (информация не проверена), что хоть одну часть из серии «Кошмар на улице Вязов» видел каждый пятый человек на планете. Уже пугает. С учётом, если это правда.

Преподнеся зрителям свой фильм, Уэс Крэйвен в одночасье стал мастером хоррора, многие считают, что калифом на час, однако я не соглашусь, прекрасно оценивая его достаточно самобытные подходы к канибально-варварской тематике отшельников «У холмов есть глаза» (речь идёт об оригинале, не подумайте, что я как-то касаюсь второй бездарной части), простоватый и незатейливо развлекающий «Электрошок», томящий, удушливый, безвыходный, пронизанный клаустрофобией «Люди под лестницей». Ещё можно отдать должное за нерадостную «прощальную песнь» завершающей части «Кошмар на улице Вязов 7», коя так и не упокоила изъеденный до выцветания образ непотопляемого из серии в серию Фредди, родив малоизвестный сериал; достаточно резкую, забавную, сметающую старую пыль «Фредди против Джейсона» и, конечно же, ремейк Самуэля Байера не без подачи небезызвестного продюсера Бэя. Оценка «Крик» останется в моём отношении к мастерству режиссёра, как «отлично». Тем более, когда были страшные времена, порой ничего стоящего почти не выходило в жанре, казалось, что он или отмирает, или уже почил, вкупе с некогда плодовитыми создателями покрытыми сединами, как вершины гор в Альпах. Вот эти нерадостные дни и скрашивались автоматно-выстреливающей вездесуще расхваленной на гора серией «Крик».

Но всё же, подобно умело игриво на зловещих обрывках кошмаров и тенях, падающих с неясного человека из снов, ныне дедушка Уэс сумел создать лишь один раз в жизни. И это его незыблемая заслуга перед зрителем и более недостижимая высота самому себе.

Подход к повествованию, чем и берёт, так это своим пронизанным сукном из дурных снов-погонь и реальности, твердящей, что пройденное в грёзах сказывается в яви. Плюс умело данный скрытный коварный человек в поношенном красно-зелёном свитере, шляпе, посылающей тени на выглядывающие кусочки обезображенного лица и неизменной перчатки с острыми ножами.

Адекватно рассматривая некую любовь к данному кино-монстру в людях, предположу, что страх проще полюбить, покупая плакаты и хохоча над его измывательствами в последующих частях, чем бежать от него. А ведь в первом фильме не было и намёка на юмор, как таковой. Тут Фредди Крюгер жестокий садист без улыбки (каюсь, в некоторых местах данное искривление уродливых губ является зрителю, но с такой гримасой, что мороз идёт по коже, особенно, если Вам лет десять-двенадцать), тонущий в своей желчи. Похожим его «вытягивал за шею» из бездонной ямы сиквелов Крэйвен и в седьмой части, словно пытаясь спасти растиражированный образ, вложенного зла, что стало уродливой рекламой в силу проданных прав. Однако, возможно многим, как раз, и полюбился его более «весёлый» вид…

Фабула построения страха примерно такова: жизнь без сна для человека – смерть, а сон это тоже – смерть; невозможно противостоять окутывающему сну, следовательно, рано или поздно он тебя настигнет, и это будет самый ужасный кошмар. Никуда не убежать от себя, от своего сна, но и спать нельзя, кофе уже не помогает, это замкнутый круг, порочный круг зла.

В этом фильме есть прямая подача страха, точно бьющая на подсознание, кошмары и беззащитность в неудобном мире грёз. Так же есть темнота лица завуалированного убийцы, ловкие ходы оператора, непонимание происходящего. Попутно незаметно складывается один к другому сегмент детектива, кое-где открывающий завесу о буйствующем зле. И ещё, что самое важное, в фильме пугает, то, что загнанных в ситуацию главных героев никто не понимает. Ведь тут нет чудовища из плоти и крови, о котором можно поплакаться полицейским, а даже более усугубляются положение откровенности, когда взрослые упорно твердят подросткам об их лжи, так как им доподлинно известна смерть маньяка. Примерно в таком синтезе страхов и наваливается на зрителя мир реальных кошмаров, заставляя пугаться (при первом просмотре и нескольких после), а потом восторгаться шедевру (эдак в кинопросмотре сотом).

Не знаю, надобно ли выписывать сюжет, но для тех, кто не видел сей продукт, вкратце изложу основу, хотя для меня это подобно внесения рецепта омлета в кулинарную книгу.

В Спирнгвуде мирно живущих своей обыденной жизнью подростков мучает назойливый кошмар о человеке в вязаном свитере и его острых лезвиях на вершинах пальцев перчатки. Он там извечно измывается над их страхами, буквально питается ими, а после нападает и сеет смерть, что в итоге завершается фатальным исходом и в реальности. Нэнси (Хизер Лангенкамп) – главная героиня, узнаёт от друзей и приятелей, что их мучает один и тот же монстр, а это вроде как не должно быть, ведь сны же что-то вроде игр подсознания от пережитого и только… Они не могут быть одинаковы, если конечно это не что-то иное, чем просто кошмары?..

Взрослые не верят. Смерти увеличиваются. Круг замыкается.

Остаётся не спать. Кофе помогает ненадолго. И снова смерти.

В одной опасной погоне от человека из кошмара Нэнси сдирает с него шляпу, прежде чем проснуться и вуа-ля она у неё в руках в реальности. На ободке написано имя владельца «Фред Крюгер» (его играет Роберт Инглунд, доказывая в последующем свою удивительную судьбу, где им было выведено множество и ещё раз множество иных злодеев и не совсем негодяев в сотнях других фильмов – удачных и неудачных, но, так и не запомнившись больше ни одной ролью, кроме, как в грубом густом гриме, скрывающем настоящее лицо актёра не без таланта лицедея, а ведь он и на театральных подмостках играл в своё время). Так или иначе, не получив дельного совета от сурового отца-полицейского, Нэнси выведывает у матери, кем был этот монстр. Оказывается раньше он жил в Спрингвуде, планомерно кромсая маленьких детей. Его поймали, но по какой-то нелепице суд отпустил маньяка на свободу. Возмущённые праведным гневом – понятным всем и каждому – родители устроили самосуд, поджарив гада. Прошлое забылось, оно успокоилось до взросления их отпрысков. Зло нашло лазейку в мире грёз, добираясь до нового поколения детишек.

Нэнси со своим парнем Гленом (его играет Джонни Депп, по моему мнению, данная роль его таланта никак не восхваляет, ни принижает) думает вытащить из кошмара врага, настроить ловушек в своём доме, позвать отца и уничтожить Зло на своей территории. Но многие составляющие идут не так, и смерть Глена становиться первой вытянутой основой из карточного домика…

Не нарушая главное – концовку не затрагиваю, однако знаю, что огромное количество зрителей знает её наизусть. Ведь это же «Кошмар на улице Вязов»! Он так же незыблем, как и концовка «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Юлий Цезарь», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Ирония судьбы или с Лёгким паром», «Гараж», «Терминатор», «Рокки» или «Лихорадка субботним вечером».

Расхвалю каждую сцену сна или те запоминающиеся навсегда кадры с убийствами с затягиванием в кровать, после с бьющим фонтаном крови или вазюканьем по потолку разрезанной героини. Даже спустя много лет, они выглядят на уровне и всё из-за подхода к эффекту на зрителя. Конечно, если в вас не сидит охотник за компьютерной графикой, по моему мнению, вообще обязанной быть или в мизере или в полном отсутствии в жутиках.

Злодей фильма живёт в темноте своего силуэта, что возвышает его ауру страха, вовсе лишённую в других сериях из-за полного доступа к его «мордашке». Малые гениальные моменты с неожиданно блеющим козлом, сползающей кожи с лица Крюгера и пакета полного каких-то дохлых угрей и рыб привносят что-то спонтанное, редкое, рождённое лишь в дурных снах. Конечно, Фредди Крюгеру нельзя не дать весь десяток баллов по степени оригинальности (вид, сфера обитания, орудие убийств, изощренность в подходах и немногословность от клишейных диалогов), как и всему фильму в целом, несущем в себе не просто сугубо самобытный жанр, каким он был отчасти и до него, а грамотно сконструированный коммерческий подход, ориентированный на более молодую аудиторию, чем обычно.

В завершении, отмечу «Кошмар на улице Вязов» высокой оценкой и достойным образчиком американского прокатного хоррора, имеющем оригинальную (поистине оригинальную, ведь это вам не «прямоходящий» слэшер от некого плотского чудища) неповторимую задумку, красивые памятные сцены и кошмарную концовку, так и не отпускающую нас (то есть Его величество Зрителя) из сумрачных объятий сна.

 

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

Страница фильма «Кошмар на улице Вязов (1984)» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

5 комментариев Отзыв на легендарный хоррор «Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street, 1984 г.)

  • Отличная рецензия! А фильм — настоящий культурный феномен, не только в жанре «хоррор», но и в кинематографе в целом.

    • MidnightMan

      Спасибо большое. Думаю «виной» всему лишь достоинства фильма, а моя заслуга маленькая – только их описать.

  • Отличный отзыв! Действительно, фильм страшен тем, что от сна защититься невозможно, как невозможно предугадать его сюжет, им невозможно управлять, человек полностью беззащитен во сне. И это действует пугающе и угнетающе на зрителя не хуже, чем на героев фильма.

    • MidnightMan

      Это я и хотел сказать, Вы точно поняли мои мысли и чувства от этого фильма. До чего же здесь был гениален Крейвен с созданием такого монстра, от которого никогда не скрыться?!

  • Прекрасно написано, согласна по всем пунктам)

    Но если коснуться концовки, я даже не знаю, какой из её вариантов мне больше по душе…

Добавить комментарий для MidnightMan Отменить ответ

  

  

× 3 = 3