Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Никто не умрёт вместо меня — рецензия на фильм «Посылка» (The Box, 2009)

 

Если вы поняли этот фильм — гордитесь! Вы — умный человек.

Starxxx. Отзыв с КиноПоиска

Знакомясь с американской кинокритикой, всё больше убеждаешься в правоте Сергея Кудрявцева, как-то написавшего, что американские кинокритики не способны (или не хотят) воспринимать подтекст и всё трактуют с точки зрения сюжета. Хотелось бы тот же самый упрёк адресовать и нашим зрителям, с мнениями которых можно оперативно знакомиться благодаря сайту «Кинопоиск», которые практически не поняли (или не захотели понять) тот морально-нравственный смысл, который заложен в фильм лучшего, пожалуй, молодого кинофантаста Америки Ричарда Келли.

Конечно, в постановке проблемы Келли не одинок и, к счастью, не скрывает этого, наполняя фильм цитатами и аллюзиями, проясняющими содержание ленты. У него за плечами превосходное знание как экзистенциальной философии (в фильме постоянно цитируется Жан-Поль Сартр), так и мировой фантастики (классик Артур Кларк). И вполне закономерно, что фильм Келли снят в 2000-е годы, когда вновь (впервые, пожалуй, после 1970-х годов), режиссёры всего мира обеспокоились морально-нравственным состоянием человечества в очередной переходный период (в 1970-е годы, в частности, был переход от пуританской морали, культа семейного очага к морали хиппи, пропагандирующих культ свободной любви и вообще абсолютной свободы человека, не связанного никакими обязательствами ни с самим собой, ни с другими людьми). Сейчас же стал очевиден переход не только от постмодернизма к постпостмодернизму, направлению двойных аналогий, некоему художественному аналогу виртуальной реальности, но и переход от политики неоконсерватизма к чему-то другому. Возможно, к очередным (как в 1960 — 1970-е годы) студенческим волнениям и к новой революции (и, наверно, уже не сексуальной). И почему бы, действительно, не вспомнить на новом витке истории, после целой череды развлекательной фантастики, классическую идею о том, что человек, по сути, так и остался на стадии обезьяны по своим морально-нравственным качествам. И здесь вспоминаются в первую очередь гениальная «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, «Сталкер» Андрея Тарковского, а также афоризм Жан-Поля Сартра «Ад — это другие», своеобразной экранизацией которого и является «Коробка» (опять наши прокатчики испоганили символическое название фильма, обозвав «Посылкой»). По Сартру, другие потому являются адом, что каждый думает только о личном счастье, не задумываясь о том, какую цену за их желания заплатят другие люди или вообще всё человечество (ведь невозможно абсолютное счастье для всех, значит, если где-то в мире есть счастливый человек, то есть и его антипод — человек несчастный, своим счастьем заплативший за счастье другого). Неслучайно ведь столько великих гуманистов прославляли страдание (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ингмар Бергман, да и сам Жан-Поль Сартр). И лучшим слоганом умному и деликатному фильму Келли был бы несколько видоизменённый слоган к работе Алехандро Гонсалеса Иньяриту «21 грамм» (вместо «сколько весит человеческая жизнь?» «сколько стоит совесть?»). Ведь таинственный гость Арлингтон Стюарт (в отличном исполнении маститого актёра Фрэнка Лангеллы) нисколько не скрывал всех условий сделки от людей. Но люди (хотя бы на примере героини, отлично сыгранной Кэмерон Диаз (неслучайно её зовут Норма — её решение нажать кнопку и её мотивация этого — норма)) оправдывают решение нажать кнопку и убить человека тем, что это незнакомец, возможно, убийца, которого должны казнить, а даже если нет, то наверняка найдётся логическая причина, в соответствии с  которой человек должен умереть. Ведь не зря же Фёдор Достоевский утверждал, что «разум — подлец; оправдает что угодно». И лишь слова незнакомца на прощание, после того, как он вручил супругам миллион, о том, что он перепрограммирует кнопочный блок (супруг, учёный НАСА, вообще думал, что это игрушка, ведь к кнопке не подведены ни провода, ни схемы, вообще ничего, но не случайно у него в подвале на картине приведено высказывание Артура Кларка: «Высочайший уровень развития техники настолько прост, что это напоминает волшебство») и отдаст его другим людям, тем с которыми они НЕЗНАКОМЫ, позволили понять какой страшный грех они совершили. И расплата за него последует, ведь тем, незнакомым им людям, тоже нет никакого дела до них. И разве виноват хоть в чём-то гениальный учёный-физик Арлингтон Стюарт, убитый молнией в ходе своего эксперимента по поиску внеземных цивилизаций и «воскрешённый теми, кто молниями управляет»?! Он всего лишь посланник высшей силы, античный рок, наказывающий героев за их ошибки и промахи. Не всё в жизни можно исправить и не все грехи можно замолить. И остаётся только в отчаянии в финале, как героиня фильма, вопрошать неумолимую судьбу в лице Стюарта «Я могу быть прощена?» И Стюарт, возможно, самый положительный из всех персонажей, искренне восхищающийся запоздалым раскаянием героев и признающий что они оба замечательные люди, и что они почти дали ему надежду, говорит «Я не знаю». Ведь герои сделали свой выбор и нажали кнопку, а значит, он ничего не может сделать.

Не случайно также то, что действие происходит в 1970-е годы, когда как раз модно было сомневаться, что «человек — это звучит гордо» («Сало, или 120 дней Содома», «Ад каннибалов»). Ведь именно в 1975 году (а действие фильма происходит в канун Рождества 1976 года) умер гениальный математик Джордж Р. Прайс, выведший формулу W дельта Z, генетически доказывающую, что альтруизм человеческой природе не присущ и всегда подменяется инстинктом самосохранения. Сам Прайс так и не сумел опровергнуть свою формулу и в отчаянии покончил с собой. Увы, не сумели это сделать и другие.

Ричард Келли, начиная со своего дебюта «Донни Дарко», говорит зрителю одну и ту же, поистине библейскую, мысль, что самое главное для выживания человеческого вида — коэффициент альтруизма, способность человека ставить интересы других выше своих эгоистических интересов (ну чем не парафраз авраамовой жертвы?!). Ведь жизнь — это не более чем эксперимент, цель которого — проверка нравственности. И к каждому приходит судьба с коробкой, заставляя делать выбор между собой и другими. И всегда нужно помнить, что эксперимент конечен, и конец ему — смерть, та черта, за которой ничего уже нельзя исправить, а останется только сокрушаться об упущенных возможностях. «Memento Mori» — гласит античный афоризм. Пожалуй, трудно не согласиться с Келли и с его загадочным и одновременно глубоко несчастным персонажем Арлингтоном Стюартом: если бы люди помнили о смерти, зла на свете было бы меньше. Но также в завершение затянувшейся рецензии нельзя отделаться от искушения привести гениальное стихотворение недавно почившего поэта-философа Андрея Вознесенского:

Поглядишь, как несметно

Разрастается зло,

Слава Богу, мы смертны —

Не увидим всего.

Поглядишь, как несмелы

Табунки васильков,

Слава Богу, мы смертны —

Не испортим всего.

Остаётся только добавить, что фильм является экранизацией рассказа ещё одного классика фантастики Ричарда Мэтисона «Кнопка, кнопка».

Награды и номинации: фильм-участник фестиваля фантастических фильмов в Лунде (Швеция), кинофестиваля «Night Visions» (Финляндия)

8/10

Страница фильма «Посылка» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Никто не умрёт вместо меня — рецензия на фильм «Посылка» (The Box, 2009)

  • DarkCinephile DarkCinephile

    Рецензия, конечно, очень глубокая! Это хорошо, что фильм вызвал у вас столько рассуждений! Но лично мне кино совсем не понравилось. Про идею все понятно, что она присутствует, но все-таки я ценю, когда и фильм смотреть интересно, и когда все события в нем развиваются логично. А также люблю, когда все тайное становится явным, а тут очень много нагромождено всяких непоняток и каких-то сумбурных магических сцен, никак в итоге не объясняющихся. Меня шокировала и возмутила сцена в конце с запертым обезумевшим мальчиком! Ну где тут справедливость вообще??! Он ведь вообще о коробке этой ничего не знал! А еще, ужасно обезобразили симпатичную Кэмерон Диаз! Ну это мое личное мнение, фильм смотреть невозможно.

  • MidnightMan

    А меня как раз привлекают такие вопросы без ответов, стимулирующие воображение и домыслы зрителей, чтобы можно было после пошептаться с соседкой по дивану об увиденном в «свободной сцене» или от друзей услышать рассуждения на какой-нибудь момент. Фильм затрагивает нравственность людскую, не очень динамичный, поэтому и не такой популярный, как многие из страшилок, в силу чего требует особого желания к просмотру. И, пожалуй, зрителя может хватить лишь на единственный просмотр, но зато в памяти останется надолго. А Ваш отзыв всецело глубокий и всесторонний, очень хорошо выражающий идею разбираемого кино. Кстати, не поймёт этот фильм редко кто, особой загадки в нём нет. Он прост и глубок одновременно.

  • Я уже писала, что в сериале Сумеречная зона сезона 1985 — 1989 года есть серия по тому же рассказу. В полчаса рассказали ничуть не меньше и более выразительно, как мне показалось, расставленны акценты.

  • Дмитрий

    «ведь невозможно абсолютное счастье для всех, значит, если где-то в мире есть счастливый человек, то есть и его антипод — человек несчастный, своим счастьем заплативший за счастье другого» — типичный бред зомби, взращенного капитализмом. В СССР даже опыты над детьми показали, что в них альтруизма больше, чем жажды наживы. Всё зависит от культуры, в которой человек воспитан. В СССР была такая культура, что эксперимент из фильма завершился бы очень быстро, думаю, буквально в самом начале.

Добавить комментарий

  

  

64 − = 57