Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Проект S. Выпуск #3. Три волны Sтраха — Часть I

 

Для всех любителей истории возникновения и развития «страшного» кинематографа мы публикуем очередной, третий по счёту выпуск авторского «Проекта S», посвященного жанру «слэшер», а вернее его первую часть. Освежить в памяти первые два выпуска «Проекта S» можно здесь:

Выпуск #1. Сначала было Sлово… — состоит из разделов «Этимология слова слэшер» и «Характерные черты для слэшеров».

Выпуск #2. Первый шаг, он Sамый трудный… — состоит из разделов «Формула идеального слэшера», «Предпосылки к возникновению жанра слэшер» и «Первый слэшер».

А теперь КЛУБ-КРИК представляет вашему вниманию первую часть третьего выпуска «Проекта S» — Три волны Sтраха — Часть I, которая, как нетрудно догадаться, посвящена «Первой волне слэшеров».

Давайте сразу с вами обусловимся на тот счёт, что названия слэшеров по-русски я буду писать так, как они значатся в базе фильмов сайта КиноПоиск, чтобы вам было проще ориентироваться в них, ибо многие слэшеры известны в нашей стране под разными именами.

Первая волна слэшеров

Конец 70-х – середина 80-х
(1978-1984)

Флагманом первой волны слэшеров стал фильм «Пятница 13-е». По сути, это единственный случай, когда флагманом какой-либо волны слэшеров становится фильм, вышедший не в самом начале волны. И произошло это потому, что «Хэллоуин» я вынес за рамки первой волны слэшеров. Собственно, «Хэллоуин» — первый слэшер, а первая волна – это уже то, что последовало за ним. В первую очередь я расскажу вам именно о флагмане волны.

Итак, «Пятница 13-е» вышла в свет в 1980-м году. Да, «Пятница 13-е» по большей части запомнилась зрителям как жестокий и кровавый фильм, но, тем не менее, имела она при себе оригинальную сюжетную идею. Действие фильма разворачивалось в летнем лагере, расположенном на берегу Хрустального озера. Именно «Пятница 13-е» первой серьёзно занялась дальнейшим развитием жанра слэшер, а не банальным копированием идей «Хэллоуина». Это особенно примечательно, ибо после выхода «Пятницы 13-е» слэшеры стали также ориентироваться и на её наработки. Но более всего меня всегда поражал следующий момент: дело в том, что в сиквеле «Хэллоуина» Майкл Майерс, тамошний маньяк, был действительно убит, после чего в третьей части его не было, как это не парадоксально. Из-за того, что триквел «Хэллоуина» оказался неубедительным фильмом, «Пятница 13-е» смогла раскачаться и выдала летом 1982-го года триквел, который, помимо прочих своих достижений, породил моду на бессмертных маньяков (одну из характерных черт жанра слэшер). Однако, главное достижение другое, ибо, как я считаю, «Пятница 13-е» стала первым слэшером, который довёл наработки «Хэллоуина» до ума. Ведь именно после победы триквела «Пятницы 13-й» над триквелом «Хэллоуина» последний отошёл в день. Да, «Хэллоуин» во все времена был популярен и расплодился в конечном итоге до восьми частей, но, тем не менее, «Пятница 13-е» стала самым популярным (!) и известным слэшером во многом благодаря надевшему в триквеле маску маньяку Джейсону Вурхизу, лицу этого сериала и его главному герою.

Успех «Пятницы 13-е» повлёк за собой уже её персональных подражателей, но главный из них – это, безусловно, слэшер «Спящий лагерь» (1983). Данный слэшер отличается от всех остальных слэшеров того периода наличием оригинальных убийств, но запомнился миру он отнюдь не поэтому. Люди, посмотревшие когда-то «Спящий лагерь» и по сию пору помнят шокирующий финал фильма, который на полном серьёзе можно внести в ТОП-5 лучших концовок слэшеров.

Но до «Пятницы 13-е» на заре 70-х гг увидел свет другой весьма любопытный слэшер. Речь идёт о фильме «Поезд страха» (1979), на который также стоит обратить внимание. Его оригинальность состоит в маскараде: тамошний маньяк на протяжении всего фильма переодевается в одежду и маску каждой следующей своей жертвы, из-за чего его невыносимо трудно было отследить, а тем временем количество людей в поезде постепенно уменьшалось. Жутко, необычно, оригинально.

1980-й год запомнился не только «Пятницей 13-е». В этот год вышло несколько довольно заманчивых фильмов. Начну со «Школьного бала». Если честно, мне сей слэшер показался нединамичным и скучным, с провисающей атмосферой. Тем не менее, как классику жанра его стоит порекомендовать посмотреть и оценить. Куда более занимательным, хотя таким же несбалансированным получился слэшер под названием «Бугимен». К рассказам Стивена Кинга он не имеет никакого отношения, впрочем, как и к трилогии «Бугимен», знакомой любителям ужастиков наших дней. Но есть одна оригинальная идея, реализованная в этом слэшере, благодаря которой история данный фильм не забыла. Дело в том, что это единственный слэшер, маньяк которого невидимый! Одна эта фраза уже звучит жутко, стоит только представить себе: как же можно (если можно вообще) избежать смерти от рук невидимого маньяка, если никогда не знаешь, в какой момент он объявится по твою душу. Идём дальше. Фильм «Он знает, что вы одни». Сказать по правде, мне сей слэшер показался больше похожим на триллер вроде «Психо» Альфреда Хичкока, тем не менее, он обладает многими характерными чертами, свойственным слэшерам. То, что действительно запоминается после просмотра данного слэшера, — так это перекошенное лицо и остервенелый взгляд убийцы, когда тот с пугающей жесткостью наносит своей жертве многочисленные удары ножом. Действительно жутко. На десерт я оставил самые занимательные слэшеры, вышедшие в 1980-м году, которые в равной степени хороши.

Первый из них – это слэшер «День мамочки», о котором я уже поведал вскользь, говоря о характерных чертах слэшеров. Чем примечателен сей фильм, так это главными героями, которых всего трое (три девушки). В то время, как маньяков также трое – два брата и их престарелая мать. Казалось бы, при таком раскладе не получится интересного фильма, но, как оказалось в итоге, получился динамичный, весьма жестокий и кровавый слэшер. В данном слэшере присутствуют оригинальные смерти. Также впечатляет огромный по своим размерам лес вдали ото всей цивилизации, где пройдёт некоторая часть фильма. Но больше всего зрителям «День мамочки» и по сию пору помнится благодаря его мощной концовке.

Второй из них – это фильм «Маньяк», безусловно, один из самых необычных слэшеров в истории. Чем необычен «Маньяк»? Дело в том, что повествование в данном слэшере ведётся от лица самого маньяка. При этом фильм не лишён морали. На примере типичного американского маньяка из трущоб нам показывают, что собой, собственно, представляют маньяки. Мы видим его серую, совсем неинтересную жизнь. Видим, как он жестоко расправляется со своими жертвами, после чего снимает с них скальпы (только с голов девушек). Скальпы он одевает на манекены, которые хранит в своей захудалой квартире. Но самое интересное вовсе не это, а то, что происходит с маньяком по ночам, когда он зарывается в подушку совсем как маленький ребёнок и начинает натурально плакать, сетуя на свою убогую жизнь и на самого себя, избравшего путь убийцы. В такие моменты начинаешь жалеть маньяка, надеясь, что он исправится. Тем не менее, маньяк раз за разом продолжает свои ночные вылазки в город за новыми жертвами, ибо в первую очередь этот человек психопат, а уже во вторую очередь – жалкий мужчина, спятивший после смерти его матери. Действительно очень необычный слэшер, посмотреть который обязан каждый слэшероман.

1981-й год также изобилует интересными слэшерами. Начнём, пожалуй, с «Незнакомца». Слэшер из «Незнакомца» получился знатным: убийства в нём жестокие, разнообразные, есть даже один дабл-килл (двойное убийство). Это, наверное, единственный слэшер в своём роде, тематика которого приближена к послевоенным годам. Сюжет таков: девушка пишет письмо своему парню, который когда-то ушёл на войну, но так и не вернулся домой, в котором сообщает ему, что устала его ждать и хочет начать семейную жизнь без него, раз он так далеко. Сие неосмотрительное поведение со стороны упомянутой девушки вызывает гнев со стороны её парня. Вернувшись с войны, он жестоко расправляется одновременно с ней и её новым возлюбленным посредством вил (тот самый упомянутый зрелищный дабл-килл), после чего оставляет на месте двойного убийства одну красную розу. Но вот дальше начинается что-то совсем невообразимое. Совершенно не ясны дальнейшие поступки маньяка, который несколько лет спустя продолжает свою кровавую деятельность. Ведь он уже давно покарал свою бывшую возлюбленную, так в чём же повинны, по его мнению, только закончившие школу молодые люди? Это нам так и не объясняется, из-за чего отношение к фильму резко меняется на противоположное.

Другой занимательный слэшер, увидевший свет в 1981-м году, — это слэшер «Сожжение». Во-первых, фильм мне запомнился благодаря орудию убийства маньяка, которое представляет собой гигантские садовые ножницы, а во-вторых, бесподобной сценой на плоту, когда маньяк в считанные секунды «вырезает» всех, кто находится на нём, включая детей. Жестокая, «мясная» и очень кровавая сцена. Сейчас такой фильм не пропустили бы в кинотеатры. Детское насилие в кино, безусловно, запрещено.

Ещё один слэшер 1981-го года – это незабвенный «День окончания школы», который также несёт в себе оригинальную идею. Думаю, если бы фильм сей назвали в своё время «Убить за 30 секунд» — гораздо более человек его бы увидело. Я недаром сказал об этом. Дело в том, что все сцены убийства в этом фильме длятся буквально в течение тридцати секунд: маньяк начинает отсчёт времени на секундомере, после чего в темпе выполняет свою кровавую работу. Почему именно тридцать секунд – это главная интрига данного слэшера, а потому обойдёмся без подробностей.

Самые интересные слэшеры 1981-го года – это, как мне кажется, фильмы «Мой кровавый Валентин» и «С Днём Рождения меня», каждый из которых хорош по-своему. С вашего позволения, начнём с «Моего кровавого Валентина». Слэшер сей держится на довольно интересной сюжетной основе. Добрая часть его событий происходит глубоко в тоннелях шахты. Связано это с тем, что маньяк в фильме – шахтёр. К слову, оружие маньяка – кирка, что тоже оригинально. Весьма интересный, интригующий, кровавый и жестокий слэшер, который стоит посмотрит любому слэшероману. Второй слэшер, «С Днём Рождения меня», — один из моих самых любимых слэшеров. Если большинству слэшеров характерен упор, сделанный на жестокости, то данный фильм не пренебрегает и своей сюжетной составляющей, при этом сильно не отклоняясь от сцен кровавых убийств. Многое в этом слэшере позаимствовано из триллеров, что делает его воистину сбалансированным, крепким фильмом, из-за чего понравиться он способен не только слэшероманам. Больше всего запомнился он мне своей действительно необычной, шокирующей концовкой, которая объясняет как название фильма, так и всё, что происходило в фильме на всём его протяжении.

1982-й год. Здесь можно выделить два слэшера – «Безумец» и «Кровавая вечеринка». Собственно, «Безумец» держится на идеях «Пятницы 13-е», но немного переделан под собственную специфику. В сюжете его также присутствует лагерь на берегу водоёма, которого со всех сторон обступает плотная завеса леса. Действие фильма также разворачивается преимущественно в тёмное время суток. Единственное различие между «Безумцем» и «Пятницей 13-е» — это маньяк. Если в «Пятнице 13-е» маньяк, Джейсон Вурхиз, хоть немного напоминает о своей связи с человеком, то маньяк из «Безумца» с виду представляет собой натурально животное, при этом весьма жуткое. В двухтысячных у «Безумца» появился даже своей подражатель – слэшер «Топор» (2006), обратившийся в итоге в дилогию. «Кровавая вечеринка» же чем-то напоминает уже упомянутый слэшер «Он знает, что вы одни». Здесь маньяк также остервенело гоняется за молодыми девушками с перекошенным лицом и выпуклыми глазами, жестоко их убивая… дрелью. Самое интересное, что поначалу сценарий к этому фильму написала феминистка, но он был тотально развращён, а потому в итоге стал посвящён резне на девичнике. Феминистки вновь остались с носом, ибо много девушек погибло в этом фильме от дрели свихнувшегося на голову маньяка. Минус фильма: нам совершенно не объясняют поступков маньяка, что весьма нетипично для слэшеров. Видимо, сей слэшер действительно вышел в свет, чтобы в очередной раз позлить феминисток, подбросив ещё один камень в их огород.

1983-й год запомнился слэшероманам благодаря выходу в свет слэшера «На греческой улице». На самом деле, сей слэшер несбалансирован, в какой-то момент уже действительно начинаешь скучать при его просмотре, хотя жестокость при нём, да и посвящён он опять же преимущественно резне девушек, ибо действие его разворачивается в женской общаге. Однако зрелищная концовка исправляет многочисленные проблемы данного слэшера, хотя бы тем нарядом, который примерил на себе в ней маньяк. Действительно получилось необычно.

Собственно, пик популярности жанра слэшер пришёлся именно на 1983-й год. Сейчас вам это покажется нереальным, но в 1983-м году почти 60% кассовых сборов в мире пришлись именно на жанр слэшер. Представляете себе? Слэшеры были очень популярны в ранних 80-х гг, но их популярность, к сожалению, быстро пошла на убыль. Объясняется резкий спад довольно просто: слэшеры начали банально копировать идеи друг друга и уже почти ничем не удивляли зрителей, из-за чего быстро поднадоели им. Тем не менее, до того момента, как свет увидел в 1984-м году легендарный слэшер «Кошмар на улице Вязов», породивший вторую волну слэшеров, в том же, 1984-м году, свет увидели ещё два слэшера, о которых стоит немного рассказать.

Первым вышел слэшер «Кровавое посвящение». По сути, он не был оригинальным во всех смыслах. Уже виденные убийства, виденный в слэшере «С Днём Рождения меня» финал – это его характерные черты. Единственное, что было в нём необычного – это его вторая половина, действие которой развивалось в огромном торговом комплексе. Казалось бы, в таком огромном здании встретиться с маньяком примерно тоже, что обнаружить в стоге сена иголку. Ан нет, маньяк с лёгкостью отслеживал и убивал жертв одну за другой со свойственной ему жестокостью. Именно благодаря эпизоду в супермаркете я рекомендую «Кровавое посвящение» к просмотру.

Вот про второй слэшер, который ещё относится к первой волне слэшеров, стоит рассказать поподробнее. Это слэшер под названием «Тихая ночь, смертельная ночь». Примечательно вот что: этому слэшеру в своё время сильно не повезло, ибо, как бы это удивительно не прозвучало, вышел он в один день с «Кошмаром на улице Вязов» и, что вполне логично, не выдержал лобового столкновения с ним. Проблемы, впрочем, сего слэшера на этом не прекратились: его быстро сняли с показа в кинотеатрах из-за разгневанных матерей, которые не хотели, чтобы их дети узнали о деяниях тамошнего Санты Клауса. Правда, данные обстоятельства отнюдь не помешали в итоге «Тихой ночи, смертельной ночи» обзавестись четырьмя продолжениями, в итоге обратившись в пенталогию. Так что «Тихая ночь, смертельная ночь» — единственный продолжительный слэшер-сериал, посвящённый такому празднику, как Рождество Христова. Собственно, «Тихая ночь, смертельная ночь» только тем и примечательна, что это самый известный слэшер про убийцу Санта Клауса и Рождество Христова. Во всех остальных отношениях он представляет собой довольно неубедительный слэшер.

Главной характерной чертой для первой волны слэшеров является, безусловно, дикая жестокость. В ранних слэшерах сценам извращённых, зрелищных убийств действительно уделялось много внимания, тогда как во второй волне слэшеров приоритеты поменялись. Собственно, о второй волне слэшеров и её главных фильмах читайте в следующей части третьего выпуска.

Конец первой части третьего выпуска

Перейти к следующей части третьего выпуска: Выпуск #3. Три волны страха – Часть II

 

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

+ 57 = 60