Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Проект S. Выпуск #2. Первый шаг, он Sамый трудный…

 

Продолжаем публикацию уникального исследования жанра «слэшер». Если вы не читали первый выпуск «Проекта S», то настоятельно рекомендуем вам это сделать перед дальнейшим ознакомлением. В первый выпуск, который назывался «Сначала было Sлово…», входили следующие разделы: «Этимология слова слэшер» и «Характерные черты для слэшеров».

КЛУБ-КРИК представляет второй выпуск «Проекта S» — «Первый шаг, он Sамый трудный», куда входят разделы: «Формула идеального слэшера», «Предпосылки к возникновению жанра слэшер» и «Первый слэшер».

Формула идеального слэшера

В скобках указаны мною слэшер/слэшеры, которые придерживаются упомянутому предложением назад по тексту правилом для идеального слэшера.

Убийства должны быть предельно жестокими, необычными, жертва должна ещё некоторое время мучиться, прежде чем жизнь в ней окончательно угаснет («Сожжение»). Убийств должно быть около десяти или больше («Кровавая вечеринка», «Кровавое посвящение»). Крови должно много и она должна показываться крупным планом, но при этом выглядеть натурально («Топор 1-2», «Хостел 1-2»). Мясо и иные конечности людей при отсечении от тела должны также непременно показываться крупным планом – лучше, если они будут лететь прямо в экран («Пункт назначения 4»). Слэшер должен быть динамичен: то есть не зацикливаться на моментах, напрямую не связанных с резнёй («Резня в школе»). Продолжительные лирические отступления неприемлемы (вытекает из прошлой установки). Раз в 10-15 минут должен появляться очередной труп (фильмы сериала «Пятница 13-е»). Личность маньяка следует скрывать до самых последних минут фильма под маской и – желательно! – сценаристы должны подбрасывать зрителю намёки на другого человека, дабы сбивать его с толку («Бугимен 2» (2007), «Чёрное Рождество» (2006), «Крик 1-4», «Пила» (2004)). У маньяка обязательно должны быть мотивы и сценаристы обязаны раскрыть их по ходу фильма зрителям, особенно если это первая часть продолжительного сериала («Кошмар на улице Вязов» (1984), «Поезд страха»). Атмосфера никогда не должна провисать: если начало фильма уже задало определённую планку, то её и следует придерживаться («Пятница 13-е: Часть 3», «День мамочки» (1980), «День дурака» (1986)). Зритель должен постоянно пребывать в напряжении и как бы ощущать на себе опасность, таящуюся за каждым углом — сей приём называется саспенс («Хэллоуин» (1978), «Кошмар на улице Вязов» (1984)).

Нет предела совершенству, как известно. Следовательно, идеальных слэшеров также не существует. Скажу вам по правде, что моими любимыми слэшерами являются третья и шестая части «Пятницы 13-е». В них, по крайней мере, воплощены многие из упомянутых выше переменных в формуле идеального слэшера. Да, идеала действительно нет, но, тем не менее, существуют различные слэшер-феномены, которые настолько отличились в свои годы, что популярны и в наши дни. Но, прежде чем начать рассказ о них, я расскажу вам о предпосылках к возникновению жанра слэшер и об эпохе в кинематографе, предшествовавшей появлению первого слэшера, «Хэллоуина» Джона Карпентера.

Предпосылки к возникновению жанра слэшер

Вторая половина XX-го века навсегда запомнится миру не только благодаря открытиям в различных отраслях науки, но и ключевому геополитическому событию: холодной войне, развернувшейся между сверхдержавами СССР и США. Над жителями Америки в те годы тяготел ореол страха. Американцы боялись, что в любую минуту СССР могут запустить в воздух ядерные боеголовки, которые сотрут Америку с лица Земли. Время было тяжёлое, и жизнь американского народа в те нелёгкие для него годы отражалась, помимо всего прочего, в литературе и искусстве. Жестокость мира – одна из главных тем в те годы, которая, как ни парадоксально, возымела огромный интерес со стороны массовой публики. Литературные произведения и фильмы, в которых обычные обыватели сражались со злом и побеждали его, были в то время очень популярны. Тем временем  фильмы про сражение со злом становились всё более жестокими, как и сюжеты книг.

В 1959-м году свет увидел психологический роман Роберта Блоха под названием «Психо», который сразу же стал бестселлером. Экранизацией романа заинтересовался сам великий и ужасный король саспенса Альфред Хичкок и уже год спустя, в самом начале 60-х гг, одноимённый фильм вышел во всемирный кинопрокат. Я недаром решил вам поведать о триллере «Психо», ибо слэшероманы делятся на несколько главных лагерей, каждый из которых считает первым слэшером разные фильмы. Есть и такие слэшероманы, которые уверены в том, что «Психо» можно назвать первым слэшером. Да, каждый человек имеет право на своё мнение, но вот версию с «Психо» я, с вашего позволения, раскритикую.

Дело в том, что, если сравнивать «Психо» с образом классического слэшера, то, по сути, помимо самого маньяка Нормана Бейтса ничто в фильме не напоминает о слэшерах. Да и то сказать: маньяки жили во все времена существования мира. Так что версия с «Психо» банальная. Но кое-что в ней, тем не менее, есть. Фильм «Психо» породил моду на убийства в душе. Во многих слэшерах, чуть ли не в каждом втором, можно встретить различные интерпретации этого легендарного эпизода. Но, только, собственно, убийством в душе слэшеры и обязаны фильму «Психо». Во всём остальном «Психо» — гениальный психологический триллер, но, ни в коем случае, не слэшер.

Идём дальше. 1974-й год. Как это не парадоксально, в 1974-м году вышли примерно в одно время сразу два фильма, вокруг которых крутятся наибольшие споры среди слэшероманов – споры о том, какой из этих фильмов можно считать первым слэшером. Речь идёт о фильмах «Техасская резня бензопилой» и «Чёрное Рождество». Но, предупреждаю заранее, сам я ни один из этих фильмов не считаю первым слэшером и снова разъясню вам свою позицию.

Первого октября 1974-го года вышел ужастик под названием «Техасская резня бензопилой», который моментально приобрел статус культового. В фильме есть, безусловно, множество черт, характерных для слэшера: группа молодых людей, маньяк, скрывающий своё лицо под маской, оригинальное орудие убийства – бензопила, динамичная, зрелищная концовка. Но в течение фильма динамика отнюдь не прослеживается, ибо «Техасская резня бензопилой» утомляет, да и резни, как таковой, в фильме тоже не наблюдается. Бензопила появляется только в самом конце фильма, на краткий миг, который является лучшим эпизодом «Техасской резни бензопилой», а во всём остальном фильм представляет собой обычный ужастик. Тем не менее, «Техасская резня бензопилой» уже ближе подкралась к заветному жанру слэшер: предельная жестокость – характерный атрибут для фильмов жанра слэшер, явственно прослеживается в ней.

Десять дней спустя, одиннадцатого октября того же года, в свет выходит канадский (!) триллер «Чёрное Рождество». К сожалению, выход сего фильма в прокат практически в оно время с «Техасской резнёй бензопилой» погубил его. Он остался в тени ставшего культовым фильма Тоуба Хупера. Однако, слэшероманы помнят о его существовании и, как уже было сказано, некоторые из них именно в «Чёрном Рождестве» видят первый слэшер. Сказать по правде, так я скорее бы признал как раз таки «Чёрное Рождество» первым слэшером, чем «Техасскую резню бензопилой», и сейчас объясню свою позицию. Я уже говорил о том, что действие многих классических слэшеров разворачивается в какой-либо праздничный день (Новый год, Рождество, Хэллоуин, День Всех Святых и т. д.). Так вот, как гласит название фильма, события «Чёрного Рождества» происходят в рождественский праздник. Здесь маньяк в течение всего фильма скрывается от глаз людей на чердаке дома, куда он залез в начале фильма, и только изредка делает вылазки из чердака, дабы жестоко убить следующую жертву, неосмотрительно оставшуюся одну. «Чёрное Рождество» сильно похоже на слэшер, но всё-таки не соблюдает некоторые правила. Во-первых, о личности маньяка нам в итоге конкретного ничего не рассказывают. Во-вторых, заканчивается «Чёрное Рождество» очень нетипично для представителя жанра слэшер, ибо финал фильма остаётся открытым: о существовании маньяка на чердаке так никто и не узнаёт. Всё-таки, моё мнение, «Чёрное Рождество» — это триллер.

В общем, фильмы, сильно напоминающие слэшеры, выходили и до появления «Хэллоуина», но они не были слэшерами. Проблема обстояла не только в том, о чём я написал выше, но и в том, что слэшерами они не могли называться просто по факту, о котором я поведаю вам в следующем разделе, посвящённому целиком и полностью первому слэшеру «Хэллоуину».

Первый слэшер

Как уже было упомянуто в предыдущем разделе, фильмы постепенно становились всё более жестокими, в них отражалась жестокость мира вокруг. Весь опыт предыдущих десятилетий и предшествовавших появлению на свет наработок в таких жанрах кино, как ужастики, триллеры и джалло, в итоге воплотились в фильме, который увидел свет в 1978-м году. Этим фильм был «Хэллоуин», поставленный ставшим легендарным режиссёром Джоном Карпентером.

Почему именно фильм «Хэллоуин» следует считать первым слэшером? На самом деле вопрос справедливый. Ведь действительно фильмы, очень напоминающие классические слэшеры, выходили и задолго до появления «Хэллоуина». Признаюсь вам честно, что серьёзному исследованию данной проблеме я посвятил много времени, а потому могу ответить на поставленный вопрос. Всё просто. Да, похожие на слэшеры фильмы выходили и до «Хэллоуина», но они не появлялись на свет часто. Собственно, в предыдущем разделе я указал вам один из единственных примеров, когда два сильно похожих на слэшеры фильма вышли примерно в одно время, но на самом деле появление подобных фильмов до «Хэллоуина» было бессистемным. Каждая компания снимала свои ужастики, в основном ориентируясь на классические фильмы эпох чёрно-белого и монохромного кино. Но между собой фильмы, которые, так или иначе, были похожи на слэшеры, почти не пересекались. То есть, если они что-то и заимствовали друг у друга, то заимствования эти были не столь важными и серьёзными.
Только после выхода «Хэллоуина» в 1978-м году о подобном кино заговорили всерьёз на всех уровнях, тогда впервые и возникло понятие «слэшер» в применении к кинофильму, содержащему сцены жестокого обращения с людьми. Именно «Хэллоуин» первым вобрал в себе черты зарождавшегося, ещё не оформившегося до конца жанра, послужив первым объективным примером, на основе которого стало возможным и дальше снимать подобные ему фильмы. «Хэллоуин» породил своей популярностью моду на жестокие фильмы, которые после его появления начали выходить десятками в год. Как раз поэтому, как я считаю, именно «Хэллоуин» заслуживает почётного звания «первый слэшер в истории кино».
Итак, «Хэллоуин» вышел в свет, породив собой не только моду на жестокие фильмы (слэшеры), но и также породив самый продуктивный период в истории слэшеров, который носит гордое имя: первая волна слэшеров. О наиболее важных фильмах всех трёх волнах слэшеров вы узнаете в следующем выпуске.

Конец второго выпуска

Перейти к следующему выпуску: Выпуск #3. Три волны страха — Часть I

 

 

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Проект S. Выпуск #2. Первый шаг, он Sамый трудный…

  • robertvillain

    Ещё интересно вспомнить про «Кровавый залив» Марио Бавы. Многие именно этот фильм считают первым слэшером. Сцена с убийством влюблённой парочки даже была скопирована в «Пятнице 13».

    • Торгачкин Пётр

      «Кровавый залив» — джалло во всех отношениях, самое джалловское джалло, которое только может быть, хотя сильно фильм сей напоминает слэшер, Вы правы. =) Опять же: почему не написал про него? Я ведь сказал в проекте, что до «Хэллоуина» были фильмы, сильно напоминавшие слэшеры, но слэшерами они не являлись хотя бы по факту. Дело даже не в этом. Я представил вашему вниманию три самые популярные (!) версии касательного первого слэшера — «Психо», «Чёрное Рождество», ну и конечно, наиболее популярная версия — «Техасская резня бензопилой». Все версии я тоже не хочу рассматривать, тем более, что большая их часть действительно необоснованные. «Психо» я тоже считаю бредовой версией, но его указал, ибо именно данный фильм Альфреда Хичкока (по роману Блоха) подарил слэшерам убийства в душе, душевой кабинке, ванной комнате и им подобные. =)

      • Торгачкин Пётр

        Истоки истоками, но упомянутое Вами убийство влюблённой парочки стало популярным только после выхода «Пятницы 13-е», где это убийство представляло из себя культовый момент для жанра — зрелищный дабл-килл (двойное убийство). Потому что, к примеру, «Спящий лагерь», копируя это убийство чуть ли не точь-в-точь, опирался именно на сцену из «Пятницы 13-е». =) Да, случается такое в мире, когда что-то породило нечто особенное, однако, лавры первооткрывателя отошли к тому, что смогло это сделать действительно известным.

Добавить комментарий

  

  

× 6 = 12