Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Пункт назначения 1-4, или Все там будем…

 

В честь грядущей премьеры 5-й части «Пункта назначения» делаю перепост моей статьи об этой яркой франшизе (сентябрь, 2009)

***

Сюжет фильма таков: кучке молодых (и не очень молодых) людей удается чудом избежать гибели, после чего смерть начинает убивать их одного за другим самыми изощренными способами… Э-э-э… Что, уже все в курсе? Вот и хорошо! Значит, можно не вдаваться в подробный анализ 4-й части «Пункта назначения» (ПН), ведь кино снова и снова всё о том же, а практически все смерти героев были показаны… в трейлере! Гораздо увлекательнее смотреть фильм и искать ниточки и намеки, связывающие все четыре фильма… Ведь именно в этом все дело – в тайных знаках, да?..

(дальнейший текст содержит спойлеры о первых трех частях франшизы)

НАЗВАНИЕ

Новая серия франшизы, в русском переводе довольно громоздко озаглавленная «Пункт назначения 4 в 3D» (благозвучнее было бы «Пункт назначения 3D» — даже «Челюсти», и те обзавелись трехмерной версией к триквелу!) Неподготовленный зритель уже вправе задать вопрос – что это за «пункт» такой?
Далеко не всякий фильм заранее знает о том, что станет прародителем целой цепочки сиквелов. Иногда получается вполне удачно: «Хостел 2», «Хеллоуин 3», «Кошмар на улице Вязов 4», «Пила 5»… А вот некоторые названия не вполне подходят для именования продолжений. Вот, например, «Пятница, 13, часть 8» — как-то перегружено звучит. С «Пунктом назначения» другой конфуз – в оригинале название звучит как «Final Destination». Вот и получается, что уже четвертая часть на экранах, и каждая – «final» – финальная. Вообще-то в фильмах ужасов если какую часть и назовут финальной, значит, точно будет продолжение:

— 4-я часть «Пятницы, 13» называется «The Final Chapter» («Последняя глава», 1984) (продолжения снимают до сих пор);
— 3-я часть «Омена» называется «The Final Conflict» («Финальный конфликт», 1981) – через 10 лет сняли 4-ю часть, а в 2006-м выпустили ремейк оригинала;
— 6-я часть «Кошмаров на улице Вязов» претенциозно озаглавлена «Freddy’s Dead: The Final Nightmare» («Фредди мертв: последний кошмар», 1991). Но нет, уже через 3 года выходит 7-я часть «Новый кошмар», а потом и «Фредди против Джейсона», и ремейк скоро выйдет…

Вообще-то для первого фильма название «Final Destination» подходило как нельзя лучше: эти слова действительно пишут на бирках с багажом в аэропортах (теперь каждый раз с содроганием читаю их на своем багаже, когда лечу на самолете): они указывают на финальный пункт путешествия, куда должен добраться путешественник и, желательно, его багаж. А всех героев, вылетающих рейсом 180, ждал другой «пункт назначения»… Те же, кто спаслись, все равно «туда» рано или поздно попали – пусть и с «пересадками». В русском переводе этот смысл не так очевиден – «Пункт назначения» звучит как-то обыденно — уж точнее было бы перевести «Все там будем» 🙂 В ПН3 это название обыграли еще раз – Венди слышит, как в метро объявляют «конечную остановку» (final destination), после чего начинается новая катастрофа… А вот в ПН2 и ПН4 ничего от «остановок» не осталось, поэтому название «Final Destination» еще как-то звучит в оригинале, а вот русская версия названия осталась окончательно оторванной от содержания.


ТИТРЫ

Предыдущие ленты предпочитали спокойные вводные титры на фоне беззаботно спящих героев, как мрачное предупреждение. В ПН4 использовали другой метод – под бодрую музыку нам показывают видеоряд в духе фильмов про агента 007, где схематично (в рентгеновском, так сказать, виде) изображены самые «яркие» смерти из предыдущих серий: череп, пробитый пожарной лестницей, удушение бельевой веревкой, сожжение в солярии, нарезка летящей проволокой… Эффектно, и действительно напоминает о самых запоминающихся моментах франшизы!

ЗАВЯЗКА

Структура сюжета ПН, заданная еще первым фильмом, предполагает, что сначала произойдет какое-то ужасное событие, которое предвидит один из героев, проявив талант ясновидца. Что это за событие? Сцена авиакатастрофы в первом фильме была сделана столь эффектно и пугающе, что вынудила все последующие фильмы соревноваться с ней «по крутости»: в ПН2 это автокатастрофа с падающими бревнами, в ПН3 – авария на американских горках, в ПН4 – столкновение на автогонках и последующее разрушение старого стадиона. И если с точки зрения зрелищности сцена с падающими и прыгающими по автостраде 23 бревнами (ПН2) еще может сравниться с той памятной сценой в самолете, то с точки зрения «страшности» ни одному из сиквелов не удалось даже приблизиться к оригиналу. Почему?

Выбрав для дебютного фильма именно авиакатастрофу, авторы точно попали в болезненную точку массового подсознание зрителя – ведь многие действительно панически боятся авиаперелетов, причем среднестатистическому зрителю летать приходится, с одной стороны, достаточно редко (не возникает привыкания и притупления страха), а с другой стороны – время от времени таки приходится лететь, ведь не отказываться же от чартерного рейса «на юга» и не плыть же через океан на пароходе! Идеальная пропорция. Автокатастрофа (ПН2) более банальна – мы каждый день слышим об авариях по телевизору, и уже почти не реагируем на них эмоционально. Поездка на американских горках (ПН3) – это просто смешно. Вы давно катались на таких аттракционах? Не думаю, что массовый зритель так уж часто бывает в Диснейленде. Кроме того, если у вас есть фобия на такие развлечения, никто вас не заставляет садиться в кабинку, верно? У вас есть выбор, которого практически нет в случае авиаперелета. Что до варианта с автогонками (ПН4), то это уж совсем проигрышный вариант. Вот вы были вообще хоть раз на автогонках? Я не был. Так что думаю, что «пугательность» этой сцены для многих зрителей невелика.

СВЯЗЬ С ПРЕДЫДУЩИМИ СЕРИЯМИ

Каждому сиквелу приходится для себя решать непростой вопрос – насколько события должны быть привязаны к предыдущей части (частям)? Если это не «Крестный отец», авторы могут себе позволить довольно много вольностей, особенно в случае с ПН, где связующим звеном, вроде бы, является сама структура фильма. Однако авторы первого сиквела (ПН2), напротив, попытались максимально связать себя с оригиналом – у них есть общие персонажи (Клер Риверс в исполнении Али Лартер, и таинственный работник морга в исполнении Тони Тодда), кроме того все герои сиквела, оказывается, когда-то остались в живых, благодаря героям первого фильма. Мало того, практически все они прекрасно осведомлены о событиях «рейса 180» — об этом сообщают по радио перед «бревновой» катастрофой, а после нее выживший мотоциклист читает собравшимся чуть ли не краткое содержание первого фильма. Такая «связанность» редко идет на пользу молодежным хоррорам – так что беспомощные попытки сценаристов «привязать» серии друг к другу, поистине, шиты белыми нитками.

В ПН3 и ПН4 герои уже не имеют никакого отношения ни к рейсу 180, ни к шоссе 23 – о своих горе-предшественниках они узнают исключительно из Гугла…

Число 180 (номер гибельного рейса в ПН) само по себе стало сильным связующим звеном франшизы. В ПН2 это число видно на щите у автострады перед аварией. В ПН3 героиня садится в поезд метро 081 (и видит в зеркало, разумеется, 180). В ПН4 герои сидят на стадионе в ряду 180 (написано на колоннах); перед финалом по дороге проезжает автобус 180.

Иногда связь тоньше: я заметил, что название аквапарка в ПН4 — «Clear Rivers Waters» («Воды чистой реки»). При этом Клер Риверс – это имя героини из первых серий! Кроме того, в доме Ника на самом видном месте висит фотография Эйфелевой башни – намек на «пункт назначения» рейса 180.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СМЕРТЕЙ

Довольно слабым сюжетным местом первого фильма была идея о последовательности «погибания» героев – якобы, после катастрофы лайнера, датчики отметили последовательность взрывов в салоне, и из этого Алекс и Клер составили «график», по которому смерть начинает охотиться за выжившими. В ПН2 последовательность смертей в завязке на автостраде показали вполне наглядно (хотя не вполне ясно, как героиня Кимберли видит их из своей машины), зато потом решили соригинальничать, и «заставили» смерть собирать жертв… в обратном порядке, мол, «чтобы окончательно закрыть вопрос с рейсом 180». Не самое понятное объяснение, хотя этот ход позволил сразу «убрать» всех друзей Кимберли (они остались в машине, и их сбивает грузовик), хотя во всех остальных сериях франшизы друзья «ясновидца» были главными персонажами.

Неудивительно, что, устав от этих объяснений, в ПН3 и ПН4 смерть идет «старым добрым» путем – забирая всех по порядку. Сложность в ПН3 возникает тогда, когда приходится выяснить, кто «в видении» погиб первым из пары сидящих вдвоем в кабинке американских горок – формально они погибли одновременно. В ПН4 в аналогичном случае говорят, что кто-то из пары должен умереть раньше хоть на долю секунды. При этом герою Нику удается каким-то шаманским способом определить порядок смертей на стадионе с помощью… камер видеонаблюдения. Но ведь камеры снимали альтернативную реальность, в которой друзья Ника спаслись! Неувязочка…

ОБРАЗ СМЕРТИ

Хотя изначально авторы ПН планировали сделать смерть эдаким верзилой с косой, у них хватило здравого смысла оставить эту идею (хватит нам и Бреда Питта в роли Смерти!) Так «костлявая» обрела «естественную» форму – она невидима, но ее деяния можно лицезреть. Во всех частях франшизы главный предвестник смерти – это ветер. Он колышет занавески в доме тех, кто собирается сесть в обреченный самолет, качает ветви деревьев, образуя пророческие тени, он двигает с места предметы, заставляя их убивать людей. А каким предметом создается ветер? Конечно, вентилятором! 🙂 По крайней мере, именно вентилятор стал главным символом всей франшизы. Ведь движущиеся лопасти вентилятора олицетворяют ту самую идею неизбежности – даже если кто-то улизнет разок, смерть прихлопнет его следующей лопастью, причем иногда прихлопывает довольно натурально (смотри финал первой части). Оригинальный ПН просто кишит вентиляторами – они и в доме Алекса, они и в винтах самолета, и в лопастях декоративной мельницы в Париже. В ПН2 вентиляторы есть в доме Кимберли и в больнице, в ПН3 – в роковом солярии, и в ПН4 их тоже хватает (например, сцена в салоне красоты). От винта!

ПРЕДВЕСТНИКИ СМЕРТИ

Важную роль в проделках смерти во франшизе играет… вода. Вспомните, как хищно изливалась она из унитаза в первой серии, чтобы приготовить самую изощренную ловушку во всем сериале! Во второй части вода капает на оборудование стоматолога, а в финале героиня переживает клиническую смерть от утопления в озере! В ПН3 капающая вода становится причиной трагедии в солярии, а в ПН4 злодейскую роль играет водяной насос в бассейне и коварная ванна в больнице.

Также важным предвестником смерти во всех частях фильма является характерная музыка. Обычно это песня какого-либо погибшего музыканта (особенно – погибшего в авиакатастрофе), которую потом лейтмотивом слышно изо всех углов: из радиоприемника, от уличных музыкантов… (вспомним гитариста в метро из ПН3 и мобильник в кинозале из ПН4). Также «хороша» музыка с характерными фразами вроде «Highway to Hell!» («Дорога в ад») из ПН2.

В новом фильме ПН4 появляется новый элемент, заставляющий задуматься – может быть, это не смерть чинит весь этот кошмар, а сама Судьба? Элемент этот – монета. «Счастливую» монетку все время теребит блондин Хант, бродяга бросает на дорогу монетку в один цент, героиня роняет монету в автомате в мойке машин… Что это – новый символ во вселенной «Пункта назначения»? 🙂

ТАИНСТВЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

В ПН1 и ПН2 самым таинственным персонажем является служитель морга в исполнении Тони Тодда. Для сюжета он не нужен, зато он делает страшные глаза и пугает бедных героев… В третьей части от Тони Тодда остался только голос на аттракционах (голос «дьявола»), а в ПН4 вместо него появляется многозначительный бомж (тоже афроамериканец), который бродит вокруг кофейни «Смерть от кофеина» (ну и названьице!) и говорит пространные речи…

Тони Тодд в «Пункте назначения» (2000)

ЗНАКИ

Главный герой в ПН – медиум-ясновидец – не только видит первую сцену катастрофы, но и предвидит смерти своих сотоварищей с помощью сложной системы знаков. Тут уж каждая серия пытается придумать что-то уникальное. В ПН2 это были спонтанные предвидения будущего (летящие птицы, бедж врача в реанимации), причем видеть их мог не только медиум, но и остальные выжившие (так, один из персонажей в сплетении теней видит «человека с протезами»). В ПН3 источником ценной информации становятся фотоснимки героини, интерпретируя которые можно, якобы, предвидеть смерть каждого из группы. В ПН4 видения выглядят в виде трехмерной компьютерной графики, крупным планом демонстрирующие некоторые события из фатальной цепочки, приводящие к гибели героев. Сведения эти столь хаотичны, что сделать из них какие-либо выводы довольно сложно.


ГЕРОИ

Главный герой каждой серии становится ясновидцем спонтанно, без всякой видимой причины. В ПН1 это школьник Алекс (актер Девон Сава). В ПН2 и ПН3 главными героями стали девушки Кимберли и Венди (соответственно, Эй Джей Кук и Мэри Элизабет Уинстед), что, на мой взгляд, сделало серии «Пункта назначения» местами крайне похожими на пародийные ленты «Очень страшное кино». В ПН4 роль медиума вернули в мужские руки – главный герой теперь паренек Ник в исполнении малоизвестного актера Бобби Кампо.

В каждом фильме медиуму полагается «напарник» противоположного пола – в первом фильме это немного аутичная Клер, единственная, кто поверила в предвидение Алекса; до начала событий они практически не знакомы. В ПН2 напарник – это харизматичный полицейский в нелепой широкополой шляпе – он спасает Кимберли и сопровождает ее весь фильм. В ПН3 друг Венди погибает, так что ее спутником становится поначалу раздражающий ее Кевин. В ПН4 впервые «напарником» главного героя Ника стала его девушка.

Герои первых четырех частей

Отношения внутри «группы выживших» меняются от фильма к фильму. В оригинальном фильме это были школьники из одного класса, плюс учительница – поэтому герои довольно естественно начинают действовать, как одна команда. В ПН2, напротив, выжившие друзья главной героини… погибают через минуту после «спасения». В итоге все действительно выжившие герои незнакомы друг с другом (они просто ехали рядом по шоссе 23) и представляют собой довольно разношерстную группу всех возрастов, рас и профессий. Их довольно бестолково пытаются объединить пара «активистов»: героиня и полицейский. В ПН3 вернулись к формуле «друзей из одной школы» — практически все жертвы – тинейджеры. В ПН4 опять торжествует разнообразие – тут и тинейджеры, и мать семейства, и автослесарь, и охранник, и даже неонацист. И вновь, как и в ПН2, собрать их вместе и предупредить об опасности довольно сложно…

РЕЖИССЕРЫ

Словно поддерживая аналогию с вентилятором, франшиза «Пункт назначения» аккуратно чередует режиссеров: ПН1 – Джеймс Вонг, ПН2 – Дэвид Р. Эллис, ПН3 – снова Вонг, ПН4 – снова Эллис. Беру на себя смелость предвидеть, что пятую серию (а, судя по кассовым сборам, это обязательно случится) будет режиссировать снова Джеймс Вонг, тем более что в других жанрах – футуристическом боевике «Противостояние» и фэнтези про «Драконий жемчуг» он не преуспел.

АКТЕРЫ

Принято считать, что в молодежных фильмах ужасах снимаются в основном неизвестные актеры. С другой стороны, многие звезды сегодняшнего дня начинали свою кинокарьеру именно с «жутиков». Франшиза «Пункт назначения» пока не может похвастаться массовыми открытиями новых суперзвезд. В ПН1 актеров со звездным статусом больше, чем в других фильмах: это, прежде всего, Девон Сава (Алекс), в 2000-м году пребывавший в статусе «молодежного кумира», но с тех пор ни в чем значительном не проявившийся. Шон Уильям Скотт (Билли), безусловно, стал звездой, но право его «открытия» принадлежит вышедшему годом раньше «Американскому пирогу» (1999). А вот Али Лартер и вправду стала звездой, причем впервые она блеснула именно в «Пункте назначения» и в его сиквеле. Ее звездный статус закрепил популярный сериал о сверхлюдях-мутантах «Герои».

В ПН2 звезд практически нет. Главные роли отданы Эй Джей Кук (Кимберли) и Майклу Лендсу (полицейский Бёрк). Кук и до, и после ПН2 играла в малоизвестных ужастиках, снятых для ТВ и видео, а Лендс снимается сплошь в комедийных сериалах. Не густо.

В ПН3 во главе событий оказываются Мэри Элизабет Уинстед (Венди) и Райан Мерримен (Кевин). Уинстед тоже в основном занята в фильмах ужасов, но сумела сняться в довольно известных картинах:, таких, как «Звонок 2», «Черное Рождество», «Доказательство смерти» и даже в «Крепком орешке 4». Недавно она продемонстрировала свои танцевальные таланты в молодежном фильме «Сделай шаг». У Мерримена все гораздо скромнее – до ПН3 он тоже снялся в «Звонке 2», а после – только в паре молодежных комедий.

В ПН4 команда подобралась совсем уж неизвестная – стандартная пара мальчик-девочка представлена здесь актерами Бобби Кампо (Ник) и Шантель ВанСантен (Лори). До ПН4 они сыграли лишь в нескольких малоизвестных сериалах и фильмах, так что этот ужастик для них отличный трамплин в будущее, которым еще надо суметь воспользоваться.

Особняком от всей этой молодой и разношерстной команды стоит мрачная фигура Тони Тодда. Актер снялся в более чем сотне картин, из которых почти половина – хорроры. Самая известная его роль это, разумеется, мифический убийца-призрак Кэндимен (снято уже три фильма), чем-то схожий с Фредди Крюгером – он тоже был когда-то жестоко убит, и теперь материализуется из небытия, чтобы кромсать своих жертв рукой-крюком. В актерской карьере Тони Тодд также сродни Роберту Инглунду – прославившись одной ролью, он часто появляется в фильмах ужасов на «гостевых» ролях. Чем он, собственно, и занимается в ПН1 и ПН2 (и, частично, в ПН3). На 4-ю часть приглашенных звезд не нашлось…

ЧЕРНЫЙ ЮМОР

Молодежным фильмам, пусть и «ужастикам», свойственен юмор – «нижепоясный» или хотя бы черный. Первая часть, наверное, осталась самой серьезной из всех частей, и это пошло ей на пользу – она выглядит строже и достовернее, чем «обычный» молодежный ужастик. У Девона Савы и Али Лартер за весь фильм почти ни одной улыбки на лице, и некоторое оживление вносит разве что герой Шона Уильяма Скотта – и то благодаря неизбежным ассоциациям с «Американским пирогом». В ПН2 начались постоянные шутки про курение травки, плюс значительная доля «черного юмора» (сцена с победителем в лотерею на горящей кухне, финальная сцена с поджаренной рукой на тарелке). В ПН3 юмора меньше – комичный персонаж с видеокамерой довольно быстро «выбывает из игры», а остальные герои продолжают оставаться серьезными до самого конца. В ПН4, как легко догадаться, маятник вновь качнулся в сторону черного юмора, которого уже чересчур много – у трупа с вывороченными внутренностями спрашивают: «Ты жив?», а сцена с охранником, который рассказывает, как безуспешно пытался покончить жизнь самоубийством, выглядит, как какой-то ситком (аналогичная сцена в ПН2, когда герой пытался застрелиться, выглядела более уместной). На мой взгляд, комизм не идет франшизе на пользу – уж больно мрачна поднятая тема… Так что, если верить в периодичность, в следующей серии нас не будут пытаться рассмешить.

РАЗВЯЗКА

Если завязки у всех серий ПН похожи друг на друга, то стиль развязки плавно меняется от фильма к фильму. В первой части сюжет обрывался «на самом интересном месте», когда становилось понятно, что и спустя несколько месяцев во Франции смерть вновь открыла охоту за смельчаками. Впрочем, ни одна из «финальных» смертей показана не была.

В ПН2 концовка вызывает лишь недоумение. Авторы решили разыгрывать неудачную линию с «взаимодействиями» героев до конца – мол, каждый выживший вольно или невольно спасает от смерти кого-то еще, и это свойство «временной выживаемости» далее передается по цепочке, как падающие костяшки домино. Так что в финале ПН2 погибает какой-то парнишка у барбекю, которого до этого спас один из героев фильма. Дополняет сумбур новая идея о том, как обмануть смерть – с помощью «новой жизни» (в следующих сериях эта идея уже не использовалась).

В ПН3 пошли по пути первой части, но на сей раз сделали поинтереснее – ввели еще одну сцену с «предвидением», но на этот раз не без мрачной иронии лишили героев шанса на спасение – Венди предвидит аварию в метро, уже находясь в закрытом обреченном вагоне.

ПН4 развивает эту тему, предлагая зрителю сразу «несколько финалов». Вновь будет сцена с «повторным» предвидением, но на сей раз, как и в завязке, Нику будет дан шанс всех спасти. Не раскрывая здесь, что из этого получится, замечу лишь, что даже после это зрителям предлагают еще один финал – в духе первой части, с неожиданным переходом в компьютерную графику. Так что закрученность в финальной сцене в ПН4, пожалуй, превосходит все остальные фильмы франшизы. Тем более, что место для финальной сцены выбрано крайне подходяще – 3D-кинотеатр в торговом центре (именно в таком я и смотрел ПН4!), что дает зрителю возможность «прочувствовать» ощущения персонажей, как говорится, не вставая с кресла!

ИТОГИ

Франшиза «Пункт назначения», безусловно, стала одним из самых удачных хоррор-сериалов нового века, наряду с «Пилой». При этом если«Пилы» выходят в свет как с конвейера – раз в год, то «Пункты» выходят с большей паузой – раз в три года (2000, 2003, 2006, 2009), что дает возможность и зрителю «соскучиться», и концепции подновиться. Так что, в 2012-м смотрим «Пункт назначения 5»? [на год я ошибся в предсказании 🙂 — Dmitrythewind]

Страница фильма «Пункт назначения»

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

46 − 39 =