Есть ли жизнь после смерти? Один из главных вопросов, волнующий, так или иначе, каждого человека. Верующие искренне считают, что закончив земной путь, они попадут прямиком на Небеса, и их души будут жить вечно. Ну а скептики спокойно (?) принимают рациональное суждение о том, что смерть – это конец всему, и после нее только тьма и небытие. Впрочем, узнать истину каждый из нас сможет только с остановкой собственного сердца, вот только рассказать «живым», что ждет нас ТАМ, мы уже не сможем…
Герои «Коматозников» — студенты-медики, один из которых – Нельсон, решает провести рискованный эксперимент. Нельсон хочет пережить клиническую смерть, чтобы понять истинную суть «вечной жизни», если она вообще существует. А друзья-коллеги должны сначала «умертвить» Нельсона, а потом его реанимировать. Вот только стоит ли переходить Запретную Грань, когда последствия абсолютно непредсказуемы?
Своим коммерческих успехом и зрительской любовью «Коматозники» обязаны не столько неординарному сюжету, сколько первоклассной режиссуре Джоэла Шумахера, постановщика, способного делать качественное кино почти из любого материала (не буду вспоминать его идиотский «Кровавый ручей»). Вот и здесь Шумахер демонстрирует высший класс профессионализма по части стиля, динамики и визуального ряда. А вот сценарий Питера Филарди хоть и интересен, но далеко не совершенен в плане завершенности всех сюжетных линий и общего смысла истории.
Начинается кино как медицинский триллер о «молодых и пытливых умах», пытающихся «понять непонятное», проникнув туда, куда не следует. Причем если всеми основными персонажами-студентами движет обыкновенное любопытство, то лидер группы Нельсон – амбициозный циник, которой целенаправленно ставит на кон свою жизнь, чтобы совершить революционное научное открытие и стать знаменитым. Нельсону плевать на собственную жизнь, да и на жизни своих коллег, ему важен только результат: победить или умереть! Собственная боль, мучения, побочные эффекты эксперимента для Нельсона лишь предмет исследования, так же как и возможные физические и психические травмы своих «подопытных» товарищей…
Режиссер блестяще демонстрирует переходы между мирами «живых и мертвых», эффектно чередуя сцены путешествия души в «мир иной» с напряженными эпизодами реанимации, когда герои тяжко пытаются оживить очередного «экскурсанта на тот свет». Шумахер создает мощное напряжение, когда зритель попеременно видит то блуждающую в Небесах душу, то «клинически мёртвое» тело, которое не хочет оживать! Режиссер использует все возможные творчески-технические средства: саундтрек, монтаж, свет, убедительную игру актеров и достигает отличного эффекта.
Конечно, помня о том, что жанр фильма – триллер, логично предположить, что все эти «смертельные душевные полеты» не пройдут для героев даром. Естественно, так оно и получается. И вот тут-то, увы, и вылезает наружу несовершенство сценария, при нестандартном и интересном сюжете. Лично я, как зритель, хотел бы увидеть разнообразные вариации «игр разума» у каждого персонажа, после того как его мозг умирал и вновь возвращался к жизни. «Коматозники» могли бы получиться куда более многогранным, неординарным и необычным фильмом. Но сценарий изначально писался под массового зрителя, таким образом, чтобы основная идея была предельно проста и понятна любому «потребителю попкорна», сидящему в кинотеатре. Поэтому последствия искусственной клинической смерти у каждого из героев одинокого сводятся к расплате за грехи, совершенные в прошлом. Причем, если старые грехи у всех «коматозников» проявляются в виде ужасных галлюцинации, то у главного экспериментатора Нельсона его личный кошмар вообще материализуется в осязаемого «мстительного призрака», что крайне эффектно с позиции хоррора, но противоречит общей сюжетной концепции. И объяснений, почему у остальных героев все ужасы были «в мозгах», а у Нельсона – наяву, зритель так и не получает. Еще один существенный минус сценария в том, что в истории мы так и не получаем объяснения того, как герой Уильяма Болдуина, в итоге, «решил свои проблемы». Да и общий финал, который мог быть куда более жестким, «смягчен», в угоду массовой публике, любящей хэппи-энды.
Впрочем, все огрехи сценария с лихвой компенсирует блестящая режиссура, которую я уже упоминал и продолжаю ей восхищаться. Из капли сценарной философской мысли Шумахер выжимает море саспенса и всевозможных визуальных кошмаров. Фильм вообще можно смотреть просто как адреналиновый фанта-психо-триллер, без вникания в интеллектуальную суть происходящего. По стилю, увлекательности и напряженности в рамках «умного хоррора», картина практически идеальна.
И в завершении рецензии, конечно, не могу не упомянуть «звездный» актерский состав. Про «Коматозников» часто говорят, что все занятые в ленте актеры великолепны в своих образах, но лично я считаю, что по-настоящему чертовски выразителен только Кифер Сазерленд в роли Нельсона, а Джулия Робертс, Уильям Болдуин, Кевин Бейкон и Оливер Платт просто хороши.
Даже при интеллектуально поверхностном сценарии, «Коматозники» — отличный триллер, который стоит посмотреть всем поклонникам данного жанра. И по истечении 20 лет своего существования, фильм ничуть не устарел. Рекомендую к просмотру.
Отличная рецензия! Я вот сейчас тоже пишу рецензию на фильм с Кифером Сазерлендом, и подумал — какой же он все-таки разноплановый актер! Вроде бы совсем не «из мира хоррора», а сколько «страшных фильмов» с ним снято — помимо «Коматозников» вспоминаются прежде всего «Пропащие ребята», «Темный город», «Зеркала». А вот Джулии Робертс, на мой взгляд, «страшное кино» совсем не идет.
Спасибо. Уже заценил рецензию на «Меланхолию», обязательно посмотрю это кино. Да, и с Сазерлендом это еще не полный список триллеров и хорроров. Еще есть «Забирая жизни», «Глаз убийцы», «Шоссе», «Исчезновение»… Возможно что и еще есть, так что Кифер — «наш человек» 🙂