А далеко внизу, под поверхностью земли, автоматические заводы штамповали этих тварей — Филип К. Дик, «Вторая разновидность».
В небольшом рассказе «Вторая разновидность / Second variety» (1953), состоящем всего из нескольких сцен, выдающийся американский фантаст Филипп Киндред Дик с обычной для него лёгкостью построил очередной мрачный постапокалиптический мир, в котором затем исследовал тему противостояния человека и искусственного интеллекта. Впоследствии Дик продолжит своё исследование в известном романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (экранизированного в 1984 как «Бегущий по лезвию»), но в отличие от последнего во «Второй разновидности» вопрос стоит не о замене человека роботом, а о тотальном уничтожении его искусственным интеллектом. Люди создали ИИ в военных целях, а затем позволили ему автономно развиваться — в результате ИИ решил обойтись без человека (данная идея, очевидно, нашла развитие в таких культовых лентах как «Терминатор» и «Матрица»).
Структурно достаточно точно поставленный по произведению Дика, фильм Кристиана Дюге содержит ряд существенных изменений и собственных сценарных разработок. Так, без каких-либо потерь место действия переместилось с Земли на далёкую планету Сириус 6б, а главные противники (США и СССР/азиатский анклав) в целях политкорректности были заменены на Альянс и Новый экономический блок (НЭБ). Существенным изменениям подверглись сами роботы — из металлических сфер, норовящих залезть на человека, чтобы перерезать тому глотку и названных в оригинале «когтями», они превратились в «крикунов» — автономные дисковые пилы, парализующие жертву сильным высокочастотным звуком. Авторами фильма были доработаны некоторые концепции, связанные с крикунами/когтями, а также в угоду динамике и саспенсу изменена концовка и добавлен ряд эпизодов.
Элемент неизвестности, ставший козырем многих произведений Дика, из книги органично перекочевал в фильм. Беспечно сделав роботов автономными, люди навсегда утратили над ними контроль. В итоге никто на планете не знал, как развились крикуны, сколько их видов и какие у них цели. Одной из самых захватывающих и напряженных сцен в фильме стал спуск в командный бункер НЭБ за важной информацией — подобно отважному походу Эллен Рипли в логово чужих в конце 2-й части (1986) герои ступили на опасную вражескую территорию, в которой счёт шёл на секунды. Другая грань неизвестности в картине Дюге связана с дилеммой — кто человек, а кто чудовище, прикидывающиеся им — в этом фильм сходен с фантастическим триллером «Нечто» (1982) Джона Карпентера.
Относительно скромная канадо-американская постановка из середины 90-х безнадёжно провалилась в прокате и удостоилась плохой критики, что абсолютно не отражает качество фильма Дюге. Добротно снятая визуально, лента не только сохранила ключевые аспекты первоисточника, но и существенно развила идеи знаменитого писателя-фантаста Филиппа К. Дика, а это многого стоит. Вся история разворачивается на фоне безысходной постапокалиптической атмосферы, которая создателям фильма удалась на славу. Хаос и разруха как последствия ядерной войны царят повсюду. От городов остались лишь развороченные бетонные конструкции, а немногочисленные группки людей засели в своих бункерах, боясь подняться на поверхность, где безраздельно властвуют крикуны. Есть ли выход или человечество обречено?
Одна из лучших экранизаций великого фантаста! Неплохой подбор актёров (особенно запомнился Рой Дюпюи в роли модели N2)! Добротная атмосфера будущего (снежные пустоши и некая отчуждённость происходящего)! Плюс ко всему очень хороший саундтрек! Так что, эта лента заслужено и уже давно находиться в моей киноколлекции!