Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Неестественно-красивая псевдогаллюцинация — рецензия на шедевральный триллер «Черный лебедь» (2010 г.)

 

В неземном пространстве, вне стен и границ, в таинственном полумраке исполняет свою партию одинокая девушка-лебедь. Словно призрак, прекрасное создание элегантно парит над поверхностью. Грациозен танец белоснежного лебедя — как луч света озаряет он тьму. Но внезапно мрак сгущается и из тёмной массы отделяется угрожающая тень, постепенно принимающая человекоподобные черты. Наконец, черная фигура сливается с белым лебедем в едином страстном танце. Под тревожную музыку они исполняют свой красочный ритуал, который неумолимо приводит к трагическому финалу. Тьма медленно поглощает лебедя… 

Настоящий художник-авангардист, мастер современного арт-кино Даррен Ароновски погружает в пронзительную историю на грани реализма и сюрреализма. С помощью волшебных манипуляций режиссера, красивая сказка, положенная в основу «Лебединого озера», становится явью. Действие изящно перенесено в театр, а режиссер исполняет роль незримого проводника по его закулисью. Мощный психологический подтекст, присущий всем фильмам Ароновски, наполняет «историю лебедя» особенным смыслом.

Большой спорт. Большой театр. Девиз ‘быстрее, выше, сильнее’ сменён на другой, но смысл остаётся прежним. Быть лучше всех. Превзойти конкурентов. Неимоверный труд, психологическая устойчивость и терпение, сильнейшее стремление к победам служат здесь ключом к успеху. Физические и душевные перегрузки накануне крайне ответственного выступления сравнимы лишь с перегрузками спортсменов, готовящихся побеждать на Олимпийских играх. Когда День Х приближается, то чувства обостряются в разы. Навящевые мысли преследуют днём и ночью. Нервы как нити натянуты до предела и готовы порваться в любой момент. Страхи материализуются, превращаясь в проснувшихся чудовищ. Только тот, у кого мир в душе, чей разум ясен и чист, может стойко выдержать такую нагрузку. Не сломаться и не поддаться на провокацию слабости. Но тот, кто ещё не окреп, не сформировал своё душевное равновесие, может провалиться в психологическую бездну…

Сначала стресс. Он беспощадно давит, угнетает. Сильный стресс превращает жизнь в существование, лишает всех её радостей. Душевные страдания как следствие эмоционального стресса. Они настолько невыносимы, что заставляют причинять себе физическую боль… Затем страх. Он как паук, как монстр подползает к тебе, норовя добраться своими лапами до каждого уголка твоей сущности. Впрыск адреналина. Ладони становятся мокрыми, сердце бешено колотится. Подсознание под действием страха формирует реалистичные пугающие иллюзии. Паника, ступор, ужас. Лишь самоконтроль не позволяет страху перерасти в фобию.

Нежное, запуганное, беззащитное существо должно переродиться в уверенную и сильную личность. Милая девочка должна «отпустить себя», а вместе с этим отпустить своё детство и прошлую жизнь, полную страхов и комплексов. Нет в мире никого, кто помог бы ей справиться с этой ситуацией. Даже мать, закованная как в цепях в собственных неудачах и комплексах, словно гиря тянет девушку на дно, не давая ей жить своей собственной жизнью. А в театре лишь враги и конкуренты, ждущие роковой оплошности героини, чтоб без тени сожаления заменить её на сцене. Нет любимого человека, нет близких друзей — она абсолютно одна. Тем временем колоссальное физическое и психологическое давление со всех сторон как пресс сжимает хрупкое тело балерины, не давая ей вздохнуть полной грудью. Лишь полный самоконтроль помогает одинокой девушке держаться. Самоконтроль, который словно лютый холод сковал её и превратил в ледяную принцессу. Но ‘заледенев’, она может разбиться на части, сломаться раз и навсегда под ударами судьбы. Ей нужно сбежать из тюрьмы своей души, стать гибкой и податливой — то лёгкой и естественной, то жёсткой и хладнокровной. Открыть в себе доселе неведомого Чёрного Лебедя.

Но чёрное и белое не могут органично сосуществовать в нормальном человеке. В безумном желании быть лучшей, в погоне за совершенством, в поисках обратной стороны своей души, белый лебедь превратится в чёрного — во сне и наяву…

Талантливый режиссер, талантливые актеры — что может быть прекраснее этого симбиоза? Прекрасная и холодная героиня Натали Портман, живая и раскованная героиня Милы Кунис — чёткий контраст противоположностей. Неузнаваема в своём новом образе Вайнона Райдер — падшая и сломленная балерина. Жесток и циничен, но проницателен и справедлив герой Венсана Касселя — на грани положительного и отрицательного образов. Безумна в своём эгоизме героиня Барбары Херши. Неприятны в своей нескрываемой зависти другие балерины. Ароновски известен тем, что всегда выжимает максимум из актеров. Даже настоящему бойцу Микки Рурку по его признанию было тяжело на съёмках «Рэстлера», а что говорить о хрупкой Натали Портман. Для неё роль балерины Нины стала по истине знаковой. Красавица-актриса на экране почти всегда исполняла роль Белого лебедя. Режиссер же дал ей возможность показать своё «тёмное» отражение в зеркале кино. И Натали блистательна в своём новом образе. Она совершенна. Она безупречна.

В арт-хаусе форма часто преобладает над содержанием. В «Чёрном лебеде» форма лишь не уступает содержанию. Эффектно бомбардируя псевдогаллюцинациями, фильм не теряет смысловой нагрузки и чёткой линии сюжета. Реальные иллюзии как материализовавшиеся боязни и мечты, внешние метаморфозы тела как изменения внутренние, разбитое зеркало как предвестник большой беды — изящные метафоры как основа стиля картины. Как и многие фильмы Даррена Аронофски, «Чёрный лебедь» рассказывает человеческую трагедию, но изысканная красота картины отличает её от прежних работ режиссера. А как сказал один великий писатель, «красота спасёт мир».

Под классическую музыку драматичные сцены как на карусели сменяются одна за другой. Образы ярки и красочны. Хореография прекрасна. Финал грандиозен. Балет действительно удался. «Чёрный лебедь» пленит и завораживает, держит в напряжении до самого конца. Действие происходит на грани нервного срыва, а накалом внутренней борьбы буквально веет с экрана. Мрачная иллюзорная сказка Даррена Ароновски заставляет переживать и переосмысливать увиденное. Мощная и трагически-красивая история. Одно слово — ‘гениально’.

И что это — сон на грани реальности или реальность на гране сна?

Страница фильма «Чёрный лебедь» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Неестественно-красивая псевдогаллюцинация — рецензия на шедевральный триллер «Черный лебедь» (2010 г.)

  • Очень красивый поэтичный отзыв! Как и сам фильм…

  • Фильм, безусловно, очень сильный, но для меня это один из тех психологически тяжелых фильмов (вроде «Забавных игр» Ханеке), которые ни за что не захочу пересматривать.

    • d13mon

      По «Забавным играм» соглашусь: неприятный такой фильм, на один раз максимум. У Ханеке вообще тяжёлые фильмы — та же «Пианистка» или «Белая лента» например. Но «Черного лебедя» я посмотрел на одном дыхании — легко и с удовольствием.

Добавить комментарий для dmitrythewind Отменить ответ

  

  

3 × = 12